Модератор — Станислав Савицкий
Медиапейзаж сегодня — это форма поиска реалистического искусства. В серии видеопроекций, в снимках, переработанных в «Фотошопе», в аудиовизуальных инсталляциях репрезентируется обыденный мир. Современные теоретики визуальности полагают, что о нем с достоверностью можно судить, взяв на вооружение язык медиафилософии или сузив рассуждение до проблемы влияния технологий на восприятие. Впрочем, сама проблема переопределения изобразительного искусства в понятиях визуальных технологий была актуальна уже в эпоху импрессионизма. Это давняя история, и у нее далеко не одна мораль.
Инсталляция Людмилы Беловой погружает нас в естественную для современного человека визуальную среду, где наше восприятие в значительной степени обусловлено оптическими механизмами. Мониторы, экраны, плазменные панели, фотоаппараты, селфи-штативы, ставшие массовым неврозом последнего сезона, — все эти порождающие изображения приспособления мобильнее и отлаженней, чем наше зрение. Наши зрительные привычки, сложившиеся под влиянием этих излучающих и фиксирующих свет приборов, настроены на высокую скорость смены эффектных картинок. Скорость, с которой видимое исчезает на наших глазах. Скорость, с которой мир ускользает от нас в своих мнимых подобиях.
Такова реальность, данная нам зрительно посредством визуальной машинерии. Попытайся мы настроиться на созерцание природы в традициях живописи эпохи романтизма, все равно вместо пейзажного ландшафта в лучшем случае мы увидим снимок в духе советской художественной фотографии брежневских лет, а размываемый талой водой лед на Мойке будет переформатирован в абстракционистскую картину а ля Оливье Дебре.
Повод ли это для нового медиапессимизма?
Вовсе нет.
Искусство показывает нам фрагмент нынешней жизни, перекомбинируя несколько визуальных языков. Кого-то этот изобретательный медиаколлаж наведет на размышления о визуальных риториках видеоинсталляции. А кто-то зарядится от этого искусства той же жаждой жизни, что была свойственна импрессионистам, футуристам и другим адептам новейших технологий.