В центре внимания здесь – ансамблевый Бах: флейтовые сонаты в этой программе соседствуют со знаменитой оркестровой сюитой BWV 1067 в переложении для флейты и органа.
В сонатах Бах ориентируется на два совершенно разных исторических типа. Sonata da chiesa – форма, ассоциирующаяся с началом барокко – узнаваема по неспешному, зачастую достаточно свободному началу и следующему за ним оживлëнному полифоническому Allegro (так называемая fuga da chiesa); в ней, как правило, ощущается дух непосредственного рождения музыки, предельная сосредоточенность, собранность и большое напряжение внутренних сил. Sonata da camera, сложившаяся почти столетием позже, строится по более простому и очевидному шаблону – с быстрыми крайними частями и медленной серединой. Заведомо светский характер этого жанра, опора на легко воспринимаемые, структурно простые танцевальные мелодии – все эти черты, по сути, были ближе к ценностям будущих эпох, нежели к истокам барокко. Именно поэтому подобная форма сохраняла актуальность длительное время, подстраиваясь под эстетику классицизма, а в дальнейшем и романтизма (знаменитый образ «цветка между двумя пропастями»). Мистицизм сонаты da chiesa сменяется здесь отвлечëнностью и способностью музыкальной ткани к определëнному «самовоспроизведению» в виде общих форм движения.
В сюите си минор Бах воспроизводит иной тип многочастной формы – так называемую французскую увертюру, включающую в себя, помимо собственно «увертюрной» части, ряд разнообразных танцев. Структура и тональность этого сочинения вызывают ассоциации со знаменитой «Увертюрой во французском стиле» BWV 831. В то же время очевиден их контраст: в отличие от клавирной увертюры, проникнутой трагическим пафосом, оркестровая сюита является одним из самых светлых, изящных и жизнеутверждающих произведений Баха.
Исполнители:
Алиса Ермакова (флейта)
Сергей Силаевский (орган, клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Соната соль минор для флейты и облигатного клавира, BWV 1020
Adagio
Allegro
Соната ми минор для флейты и basso continuo, BWV 1034
Adagio ma non tanto
Allegro
Andante
Allegro
Фантазия и фуга ля минор, BWV 904
Сюита №2 си минор, BWV 1067
Ouverture
Rondeau
Sarabande
Bourrées I & II
Polonaise & Double
Menuett
Badinerie