Сопоставляя в одной программе музыку барокко – и музыку, написанную в XX веке с использованием её стилистических элементов, исполнитель ставит перед слушателем множество непростых вопросов. Где кроются те элементы музыкального языка, по которым мы безошибочно распознаëм оригинал – сколь изысканна ни была бы стилизация? Чем определяется «жизнеспособность» и толерантность к иной стилистической среде других элементов, успешно заимствованных у оригинала? Является ли сходство подлинника и изображения чисто внешним, или за кажущейся поверхностностью скрывается осмысленный взгляд? Наконец, в какой момент композиторский взгляд на барокко из XX века перестаëт быть искренним и становится ироничным – и можем ли мы обозначить здесь какой-либо критерий, кроме интуитивного внутреннего чувства? Ответы на эти вопросы слушатель находит сам – или же оставляет вопросы без ответа.
Такие органные классики XX века, как Микаэл Таривердиев и Арво Пярт, а наряду с ними и Альфред Шнитке, сочетали в своëм творчестве самые разные проявления авангардного музыкального дискурса – серийность, минимализм, черты переосмысленного неоклассицизма, элементы полистилистики. Если Trivium Пярта представляет собой «абстрактное» авангардное письмо, не содержащее каких-либо прямых цитат, то в первом мелодическом элементе «Кассандры» явно угадываются очертания «баховского мордента», при этом мы не можем быть до конца уверены, имел в виду автор такую аллюзию, и если да, то в какой мере. Две буквальные стилизации в этой программе, написанные в разное время, представляются диаметрально противоположными. Внешняя красивость «Сюиты...» у Шнитке – если принять во внимание общий контекст его творчества – граничит с экспериментаторским цинизмом, у Крейслера же – с постромантической экзальтацией, проникнутой, при всём пафосе этого сочинения, искренней верой в сотворяемое – и неким нежеланием говорить об ушедшей эпохе «в третьем лице».
Исполнители:
Василий Мельников (скрипка, Словения),
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Микаэл Таривердиев (1931-1996)
Intrada из Концерта для органа №1 «Кассандра» ор. 91
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Соната для скрипки и клавира №3 ми мажор, BWV 1016:
Adagio ma non tanto
Allegro
Арво Пярт (род. 1935)
Fratres для камерного ансамбля Trivium
Джузеппе Тартини (1692-1770)
Largo andante из Концерта ля мажор для скрипки с оркестром
Альфред Шнитке (1934-1998)
Сюита в старинном стиле, op. 80
Пастораль
Балет
Менуэт
Фуга
Пантомима
Фриц Крейслер (1875-1962)
Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни