Австрийское музыкальное барокко чаще всего характеризуют как один из самых красочных европейских стилей. Порой кажется удивительным, что эта красочность могла дать импульс к такому необъятному количеству разнообразных воплощений, не «схлопнувшись» в декоративность и какую-либо внешнюю эффектность. «Ребром жёсткости» здесь послужило принципиальное отсутствие каких-либо штампов и упрощений, открывающее путь к непосредственности изложения мысли — совокупность музыкальных идей воспринимается не иначе как естественное воплощение богатой и сложной внутренней жизни. Их затейливость лишена малейшей надуманности, а насыщенная структура ни на секунду не ощущается как перегруженная. Ни одна из многочисленных трелей, пронизывающих фактуру Муффата, не кажется избыточной — настолько естественной частью музыкальной логики являются эти трели, — как не кажется избыточным ни один скульптурный элемент «чумных колонн». «Интуитивность» этой музыки, расцветшей на перекрёстке стилей, выходит за рамки готовых решений, к тому времени невольно сложившихся в каждом из них. Так, слушая мягко перетекающие аккорды в токкате Фробергера или графически стройную тему каприччио Рихтера, мы не можем предугадать их следующий поворот — но когда этот поворот наступает, мы в тот же миг ощущаем его как наиболее точное угадывание из всех возможных вариантов. Скрипичная соната Муффата — один из непререкаемых шедевров барокко. По какой-то причине Муффат лишь единожды обратился к этому жанру; его трактовка примечательна своеобразной формой, где все привычные разделы сонаты da chiesa идут без перерыва, а заключительная часть повторяет материал начала. Запредельные гармонические повороты в медленной части (в том числе приём, который в равномерной темперации назывался бы энгармонической заменой), переворачивают наше представление о каких-либо рамках музыкальной логики композитора: здесь он «проходит сквозь стены» тональностей, обнаруживая себя всякий раз в новом измерении.
Исполняют: Юлия Гайколова (барочная скрипка); Андрей Коломийцев (орган).
В программе: Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711) — Токкатина и каприччио in d; Георг Муффат (1653–1704) — Sonata Violino Solo in D (Прага, 1677); Георг Муффат — Тoкката Sexta из сборника Apparatus Musico-Organisticus; Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667) — Toккaтa VI da Sonarsi alla Leuatione, FbWV 106; Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623–1680) — Соната Sexta из сборника Sonatae Unarum Fidium (1664); Иоганн Пахельбель (1653–1706) — Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis; Иоганн Пахельбель — Чакона in d; Алессандро Польетти (16...–1683) — Aria bizzara del Rossignolo («Причудливая ария соловья»).