Музыкальное наследие барокко, в силу значительного временного промежутка этого стиля, его географического охвата и большого спектра жанров, отличается разнообразием и разнородностью; если же мы «причисляем» к этой музыкальной эпохе не только её зарождение и расцвет, но и исход – вплоть до последних барочных проблесков в музыке наступившего классицизма, – эта разнородность многократно увеличивается. Грань между поздним барокко и ранним классицизмом при ближайшем рассмотрении оказывается столь тонкой, что какая-либо определëнность в попытке её обозначить была бы прегрешением против истины.
Программа сегодняшнего концерта – в некотором смысле апофеоз барочных контрастов, подчëркнутых сопоставлений и противопоставлений. Исходная точка еë хронологии – Ян Питерсзон Свелинк, «отец-основатель» североевропейской органной школы, стоявший у истоков сольной органной музыки как таковой; завершающая – Иоганн Вильгельм Мютель, композитор, чья жизнь и творчество пришлись на «выход» из барокко и связанных с ним принципов органного письма. Фантазия ми-бемоль мажор привлекает внимание слушателя чрезвычайно общим для своего времени и при этом максимально несвойственным органу музыкальным языком; такие элементы письма, как движение в октаву, многочисленные мелизмы (в данном случае это именно «украшения», уже весьма далёкие от барочной орнаментики) и «перегруженная» педаль, вызывают ассоциации в большей степени с оркестровой музыкой эпохи классицизма.
Сольная органная музыка чередуется с сольной виолончелью – сочинения, показывающие возможности этого инструмента во всей красе, также охватывают большой временной промежуток. На «раннебарочном» его полюсе – Джованни Баттиста дель Антонии и Доменико Габриели, одним из первых начавший писать для виолончели соло; на «предклассическом» – Карло Грациани и Сальваторе Ланцетти, творившие в русле галантного стиля и существенно усложнившие технику игры на этом инструменте.
Исполнители:
Александр Листратов (барочная виолончель, г. Москва)
Алексей Шевченко (орган, г. Москва)
В программе:
Сальваторе Ланцетти (1710–ок. 1780)
Соната ля минор для виолончели и basso continuo, ор. 1 no. 5
Adagio cantabile
Allegro
Menuet. Andante
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Доменико Габриелли (1659–1690)
Ричеркар in a для виолончели соло
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Вариации Est-ce Mars
Джованни Баттиста дель Антонии (1636–1698)
Ричеркар in g для виолончели соло
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in g, BuxWV 149
Карло Грациани (1710–1787)
Каприччио до мажор для виолончели соло
Иоганн Вильгельм Мютель (1728–1787)
Фантазия ми-бемоль мажор
Сальваторе Ланцетти (1710–ок. 1780)
Соната ре мажор для виолончели и basso continuo, ор. 1 no. 12
Allegro
Andante Cantabile
Minuetto