Органное наследие Феликса Мендельсона – своеобразный «старт» немецкого органного романтизма и органного романтизма в целом. «Свидетель Баха», пусть косвенный, благодаря колоссальной работе по изучению и исполнению его произведений, Мендельсон не только возродил этот забытый на тот момент пласт культуры, но, по сути, положил его в основу новой органной традиции.
Крупнейшие и наиболее значительные органные сочинения композитора – три прелюдии и фуги op. 37 и шесть сонат op. 65. В первом из этих циклов Мендельсон с известной восторженностью продолжает баховскую мысль, обнаруживая, вместе с тем, превосходное владение полифоническим письмом. По сути, три прелюдии и фуги исторически оказались первым подлинно романтическим опытом в этом жанре, установившим определëнную «высоту» на многие десятилетия вперёд.
В сонатах Мендельсон раскрывает все грани своего разностороннего дарования. Каждая из шести сонат неповторима по форме и содержанию; количество частей варьируется в диапазоне от двух до четырёх, при этом соотношение их масштабов также индивидуально. Так, в сонате ля мажор «интрига» строится на контрасте развëрнутой первой части с центральной фугой и короткого эфемерного Andante; следующая за ней соната си-бемоль мажор, напротив, близка к традиционному для своего времени четырëхчастному циклу. Среди жанровых источников – хоральная обработка (Aus tiefer Not из сонаты ля мажор), «баховская» прелюдия с характерной фактурой (соната си-бемоль мажор), фуга, а также излюбленные автором «свадебный марш» (Allegro maestoso из сонаты до минор) и «песня без слов».
Сочетание старых и новых жанров, включающих в себя соответствующие характерные элементы языка, блестящее владение инструментом, романтическая свобода изложения мысли и глубокая увлечëнность Бахом, чьë творчество Мендельсон изучал всю жизнь, – всё это позволило композитору создать поистине захватывающие, поражающие воображение музыкальные полотна.
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга до минор, ор. 37 №1, Соната до минор, ор. 65 №2, Прелюдия и фуга соль мажор, ор. 37 №2, Соната ля мажор, ор. 65 №3, Прелюдия и фуга ре минор, ор. 37 №3, Соната си-бемоль мажор, ор. 65 №4