Перекрëстком музыкальных дорог в XVII веке был географический центр Европы: именно там сходились французские и итальянские тенденции, развиваясь на немецкой почве в собственный стиль. «Орган в альпийском монастыре» – образ, зачастую противопоставляемый «органу в ганзейском городе»: по сравнению с намеренно броскими, порой гипертрофированно экстравертными музыкальными идеями Северной Германии, южная музыка, даже самая драматичная, воспринимается как нечто более замкнутое и собранное – но вместе с тем открывающее пути для более тонких и сложных решений.
Музыка, которая создавалась в городах Южной Германии и Австрии, соединила в себе французскую красочность и итальянскую мягкость, французское отношение к гармонии и итальянское пристрастие к имитации. Пышная орнаментика токкат Георга Муффата, богато расцвечивающая музыкальную ткань, уверенно опирается на французский стиль – но линии её скорее пластичны, чем остры, а свобода фантазии превалирует над предсказуемостью регламентации. Его старший современник Иоганн Каспар Керль руководствовался иной концепцией орнаментики, исходящей из итальянского представления о диминуциях: его знаменитая Пассакалия фактически полностью строится на этом методе развëртывания музыкальной идеи.
Близость итальянской полифонической традиции в лице Джироламо Фрескобальди и его венецианских предшественников не прошла даром для немецких музыкантов, готовых самоотверженно изучать сложную науку полифонического письма. Фантазия на гексахорд Иоганна Якоба Фробергера была создана им в завершение обучения у Фрескобальди в Риме, в подтверждение своего мастерства. Это масштабное сочинение, обладающее, несмотря на строгость формы, захватывающей фабулой и колоссальной энергией, – поистине «центр тяжести» программы, уравновешивающий красочность и затейливость австрийской музыкальной архитектуры.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Георг Муффат (1653-1704) Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) Фантазия на Ut Re Mi Fa Sol La, FbWV 201
Иоганн Каспар Керль (1627-1693) Пассакалия in d
Фердинанд Тобиас Рихтер (1651-1711) Токкатина и каприччио in d
Иоганн Пахельбель (1653-1706) Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis Чакона in d
Алессандро Польетти (16..-1683) Aria bizzara del Rossignolo (Причудливая ария соловья)
Георг Муффат Toccata sexta из сборника Apparatus musico-organisticus