Колоссальный риторический бэкграунд баховских кантат, о котором вспоминают в первую очередь, стоял в его творчестве вровень с блестящими наработками инструментального письма. Собственно оркестровое (и, в данном случае, заведомо не связанное с церковью) наследие Баха занимает не самый значительный объëм в списке его сочинений, но по сей день вызывает восхищение утончённостью фактур и неординарностью инструментальных сочетаний; примером тому, как правило, приводят «Бранденбургские концерты», не уступают им и другие баховские партитуры. В значительной степени Бах опирался здесь на итальянские достижения в области concerto grosso – этот жанр, достигший к тому времени своего расцвета, предполагал постоянное сопоставление двух инструментальных групп – рельефной солирующей и более нейтральной и плотной по звучанию основы.
Концерты для двух клавиров BWV 1061 и BWV 1062 принадлежат к числу безусловных шедевров в своём жанре. Бах неоднократно обращался к идее сольного или двойного инструментального концерта, не привязываясь, в то же время, к какому-либо конкретному инструменту: так, концерты BWV 1060 и BWV 1062 существуют в авторской версии для скрипки и оркестра, а знаменитый тройной концерт BWV 1044 возник из материала сольной клавирной прелюдии и фуги BWV 894. По сути, такой разброс версий – пример того, насколько универсальна баховская музыкальная ткань, способная естественно адаптироваться к самым разным инструментам. Вместе с тем Бах сполна пользуется преимуществами клавира – тем паче в «удвоенном» варианте; развëрнутые, контрапунктически комплементарные друг другу партии клавесинов «перетягивают» всю фактуру на себя, оставляя оркестру лишь скромную роль тембрового дополнения.
Исполнители: Ансамбль Владимира Шуляковского:
Виктория Евтодьева (сопрано)
Фёдор Шуляковский (флейта-траверсо)
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
Александр Горбунов (барочный альт)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
Елена Чупахина (клавесин)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до мажор, BWV 1061, Adagio ovvero Largo, Fuga, Stumme Seufzer, stille Klagen… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199, Оркестровая сюита си минор, BWV 1067, Ouverture, Rondeau, Sarabande, Bourrées I, Polonaise, Menuet, Badinerie, Tief gebückt und voller Reue… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199, Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до минор, BWV 1062, Andante e piano, Allegro assai