Все произведения, составляющие эту программу, объединяет лютеранская тематика. Единственное из них, не имеющее прямой связи с хоралом, – прелюдия и фуга BWV 552, – открывает и замыкает наиболее «богословский» цикл Баха – так называемую «Органную мессу» (Clavierübung III); эта музыка, «бьющая рекорды» как предмет научных исследований, насыщена многочисленными религиозными символами и аллюзиями к различным аспектам Символа Веры.
Лютеранский хорал – один из культурных феноменов, предопределивших вектор развития искусства на многие столетия вперëд. В стремлении обогатить новую церковную практику обширным сводом песнопений Лютер обращался к разным источникам: часть хоралов восходит к заимствованиям из католической традиции, часть представляет собой трансформированные варианты народных песен. Значительное количество хоралов было создано профессиональными музыкантами времëн Лютера; авторство некоторых из них принадлежит самому Лютеру. Хоральная обработка, вскоре ставшая ключевым жанром немецкой литургической музыки, к концу XVII века обрела поистине необъятный спектр разнообразных типов и форм, связанных с теми или иными методами разработки и фактурными идеями.
Две хоральные обработки Баха – Vater unser BWV 682, включëнный в ту же «Органную мессу», и Allein Gott BWV 662 из числа 18 Лейпцигских хоралов – относятся к числу наиболее развëрнутых и сложных, тех, что стали для композитора своего рода подтверждением его высокого мастерства – и продолжают оставаться подобным подтверждением для исполнителя. Хоральная партита BWV 767, напротив, была создана Бахом в начале творческого пути и представляет собой один из экспериментов молодого композитора в поисках собственного стиля.
Брамс и Мендельсон в этой программе – своеобразная «рифма» к Баху: те же лютеранские хоралы, нисколько не изменившиеся за сто лет «органной паузы», предстают перед слушателем в новом освещении, под руками органистов романтической эпохи – изъясняющихся на новом языке, но с безграничным пиететом к духу баховского искусства.
Исполнитель:
Анна Юркова (орган, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1650-1750)
Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1 Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich BWV 682 Фуга ми-бемоль мажор BWV 552/2
Георг Бём (1661-1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Себастьян Бах (1650-1750)
Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’ BWV 662 Партита до минор O Gott, du frommer Gott BWV 767
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Хоральная прелюдия O Gott, du frommer Gott
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната №6 ре минор, op. 65/6 Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto Fuga: Sostenuto e legato Finale: Andante