Все произведения, составляющие программу этого концерта, относятся к итальянскому стилю – какие-то из них были написаны непосредственно в Италии, какие-то созданы композиторами других стран, однако с явной опорой на соответствующие стилистические черты. При этом речь идёт преимущественно о позднем барокко: самые «ранние» в этой программе авторы – Франческо Дуранте и Алессандро Марчелло – фактически относятся к поколению современников Баха, а Джованни Баттиста Пешетти и Андреа Луккези – и вовсе композиторы постбарочной эпохи, чью музыку многие слушатели могли бы назвать про себя как «похожую на Моцарта».
Действительно, итальянская музыка этого времени уже не воспринимается на слух как барочная: она постепенно утрачивает риторическую сложность, обретая взамен простоту мелодий и форм, от которой остаëтся всего один шаг до новой эпохи – музыки классицизма. Соната Дмитрия Бортнянского – одного из первых русских композиторов, получившего образование в Италии, – яркий тому пример: в первой части мы обнаруживаем почти классическую, прочно ассоциирующуюся с новой эпохой, сонатную форму, а музыкальный язык всей сонаты отнюдь не противоречит лексикону классицизма, к началу XIX века достигшего своего расцвета.
Произведения И. С. Баха – наиболее масштабная с «органной» точки зрения часть программы – представляют собой также «итальянскую» (и также «современную», не архаичную для своего времени) ветвь его творчества. Таковы органные переложения скрипичных концертов Антонио Вивальди и герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского (чей концерт создан в подражание Вивальди), а также органное переложение знаменитой Арии из оркестровой сюиты ре мажор – традиционный итальянский жанр, напоминающий нам об опосредованных раннеитальянских влияниях на немецкую музыку, восходящих к Пахельбелю и Иоганну Кригеру.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Франческо Дуранте (1684-1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704-1766)
Соната до минор
Андреа Луккези (1741-1801)
Соната до мажор
Алессандро Марчелло (1669-1747)
Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825)
Соната до мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678-1741) – Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 59