На протяжении целого года пространство Капеллы является полем взаимоотношений «традиционной» музыкальной аудитории с профессиональной средой визуального современного искусства Санкт-Петербурга.
16 ноября в Государственной академической капелле откроется выставка Invisible dust художника арт-центра «Пушкинской, 10» Марины Каверзиной и прозвучат кантаты «Вселенский язык» и «Зудивец» в исполнении Санкт-Петербургского импровизационного оркестра.
Invisible dust. Живопись Марины Каверзиной
I'll show you invisible colourful Gods and Worlds in a Handful of Dust
Жест освобождения, экспрессивная динамика, упоение чистой энергией цвета. Удары не тонкой кисти, а швабры, руки, пропитанной краской тряпки. Плоскость приобретает глубину, краска становится светом, границы холста пульсируют. Работа с мощными активными цветовыми массами, перевод в вибрирующие светозвучащие формы...
Марина Каверзина (живопись, графика, коллаж, фигуративные объекты, декоративные росписи) родилась в Ленинграде, училась в Московском государственном университете на факультете истории искусств. Работала декоратором в Театре Музыкальной комедии, который оставила ради продолжения обучению ремеслу художника. Сотрудничала с группой ZGA. Член ТЭИИ (Ленинград) с 1983 года, с 1989 года – член гуманитарного фонда «Свободная культура» (Санкт-Петербург), участник многочисленных выставок и фестивалей в России, Латвии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Финляндии, Дании, США.
Картины Каверзиной находятся в музеях и частных коллекциях России, Испании, Франции, Германии, США, Англии, Израиля, Финляндии, Дании, Австрии.
Марина Каверзина – автор нескольких пространственно-фигуративно-звуковых проектов с участием музыканта Николая Судника (группа ZGA):
«Недоптицы и перерыбы» (формы в черном графическом пространстве); Галерея 21, Санкт-Петербург
«Фигуры моего космоса»; культурный центр Андре Мальро, Вандёвр, Франция
«Шумосфера П» (Железное звуковое пространство); Фонд Сороса, Галерея 21, Санкт-Петербург.
Выставки:
1992 Выставка Kontakt, немецко-русский культурный обмен (Санкт-Петербург – Фридрихсхафен – Штутгарт)
1993 Выставка в культурном центре Андре Мальро; Вандёвр, Франция
2000 Фестиваль Esbjerg – Sankt Petersborg Festuge; Эсбьерг, Дания
2002 Выставка The Brotherhood of Free Culture; Marsh ArtGallery, Виргиния, США
2003 Выставка The Brotherhood of Free Cultur; Kresge ArtMuseum, Мичиган, США
2003 Выставка The Brotherhood of Free Culture; Miami University Art Museum, Oxford, Огайо, США
2004 Персональная выставка «Уроки летания»; Большой зал музея нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
2004 Выставка «Два моря – два берега» (русские художники в Дании); Государственный музей истории Санкт-Петербурга
2004 II Международная биеннале графики в Санкт-Петербурге; Центральный выставочный зал «Манеж»
2005 Фестиваль Esbjerg Festuge; Эсбьерг, Дания
2011 Выставка «Движение. Форма. Танец»; Государственный Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург
2012 Международный фестиваль современного искусства «Праздник Дома», арт-центр «Пушкинская, 10».
Программа дня:
18.00 Сбор гостей в пространстве галереи Государственной академической капеллы
18.30 Официальное открытие выставки Invisible dust. Живопись Марины Каверзиной
19.30 Концерт в рамках открытия выставки. Прозвучат кантаты «Вселенский язык» и «Зудивец» в исполнении Санкт-Петербургского импровизационного оркестра (Камерный зал Государственной академической капеллы)
Санкт-Петербургский оркестр импровизации был основан в феврале 2012 года на базе Галереи экспериментального звука (Санкт-Петербург). На данный момент это единственный в России импровизационный оркестр. В мире коллективов подобного типа насчитывается порядка трех десятков: импровизационные оркестры существуют в Глазго, Берлине, Амстердаме, Сан-Паулу, Варшаве, Токио.
Термин «импровизационный оркестр» был придуман Леонидом Утесовым. Импровизационные оркестры не воспроизводят структуру симфонических и камерных – в их составе используются неоркестровые инструменты, объекты, электроника. Управление такими коллективами отличается от классического дирижирования и основывается на специально разработанной системе знаков-жестов.
В настоящее время St. Petersburg improvisers orchestra объединяет под управлением Дмитрия Шубина более 20 музыкантов.
Кантата «Вселенский Язык» создана по мотивам стихотворения Алексея Крученых «Высоты» («Вселенский язык»). Кантата «Зудивец» создана для оркестра и солистов на тексты поэтов-футуристов. Автор идей – Николай Судник.
Кантаты написаны специально для СПИО и впервые были исполнены на праздновании столетия русского футуризма в ГЭЗ-21 в декабре 2012 года.
В концерте примет участие вокальный ансамбль «Чивадеше».