28 апреля в киноклубе "Без попкорна" состоится показ фильмов из цикла "Цирк".
17:00 Борец и клоун
Режиссер: Константин Юдин, Борис Барнет, 1957, 94 мин.
В ролях: Станислав Чекан, Александр Михайлов, Анатолий Соловьев, Борис Петкер, Ия Арепина, Георгий Вицин
Фильм об одной из ярких страниц истории русского цирка. Прославленные артисты - борец Иван Поддубный и клоун-дрессировщик Анатолий Дуров - были всемирно знамениты и любимы народом. Но судьбы их полны драматических коллизий.
19:00 Иллюзионист
Режиссер: Йос Стеллинг, 1983, 86 мин.
В ролях: Фрейк Де Йонг, Джим Ван Дер Вуде, Катейн Вол Сюзен
Этот суперэкстравагантный, абсурдно-сюрреалистический голландский фильм довольно скоро, ещё в конце 80-х годов, попал на наш пиратский видеорынок, что следует отнести к одной из несомненных загадок предпочтений ряда отечественных зрителей. Картина Йоса Стеллинга, безусловно, талантлива, изобретательна по форме, блистательна по актёрскому и режиссёрскому мастерству. Но надо было обладать немалым чувством алогичного, сверхэстетского юмора, чтобы привезти из-за границы на кассете отнюдь не «тупоголовый боевик» с Арнольдом Шварценеггером (что тоже неплохо), а всё-таки заумную комедию о семействе недоумков, просто-таки полных идиотов. Единственное, о чём они мечтают, - это цирк с настоящим иллюзионистом, который должен появиться в маленькой, но аккуратной и чистенькой голландской деревушке с непременными ветряными мельницами на горизонте.
И вот эту самую «шутку гения», обошедшуюся практически без слов (на Московском кинофестивале в 1985 году в профессиональных кругах её сразу же обозвали «сладкой мечтой переводчиков»), своего рода пантомиму сумасшедших, некоторые издания, например, немецкий справочник «Шпильфильм унд видео», трактовали как комедию в стиле «слэпстик» или в манере английской группы «Монти Пайтон». А ещё в ленте Стеллинга, придуманной им вместе с труппой весьма оригинального комика Фрека де Йонге, пытались найти массу других влияний: от Чарли Чаплина и Бастера Китона (ведь он тоже играл с совершенно невозмутимым, «каменным» лицом) до... Бенни Хилла.
Но всё это является несущественным по сравнению с трагическим (кстати, предшествовавшее фильму театральное шоу Фрека де Йонге называлось «Трагик») и, в конечном счёте, безысходным пафосом относительно того мира, который словно сошёл с ума, был подвергнут всеобщей тайной лоботомии, некоему массовому оболваниванию. А якобы тупоумные, дебильные сельские «иллюзионисты» - последние нормальные люди, словно слепцы Питера Брейгеля и жалкие от своей незащищённости деформированные человечки Иеронима Босха, порождения сумрачной фантазии двух голландских гениев или же просто подсмотренные в жизни блаженные уродцы. И в творчестве необычно и необычайно одарённого Йоса Стеллинга «Иллюзионист» - вероятно, лучшая работа, во всяком случае, центральная и основополагающая, поскольку в ней развиваются мотивы его ранних картин «Марикен из Нёймегена» и «Элкерлик», средневековых ёрнических фарсов-моралите, и предвосхищаются более сюрреалистически-философские изыскания лент «Стрелочник» и «Летучий Голландец».
21:00 Клоуны
Режиссер: Федерико Феллини, 1970, 91 мин.
В ролях: Федерико Феллини, Риккардо Билли, Тино Скотти, Фанфулла, Данте Маджо
Перевод: итальянский язык, русские субтитры
Мотив «фильма в фильме» впервые появился у Федерико Феллини в знаменитом произведении «Восемь с половиной». В 1968 году он снял для английского телевидения ленту «Блокнот режиссёра», поделившись рассказом о том, как сам лично работает в кино. Но принцип обыгрывания документальных съёмок в игровых картинах всё же был опробован именно в «Клоунах», а затем уже в фильмах «Рим», «Репетиция оркестра», «И корабль плывёт» и «Интервью». Везде Феллини появляется собственной персоной - вроде бы как автор, творящий непосредственно на наших глазах, и в то же время словно случайный прохожий, который просто забрёл на съёмки. Американский критик Леонард Молтин неожиданно проницательно уловил эту особенность: «Феллиниевская дань почести цирковым клоунам — это сама по себе клоунская пародия на документальные ленты, смешная, полная развлечений комическая пьеса великого режиссёра, который смеётся даже над собой».
Буффонадный, бурлескный, именно клоунский стиль повествования о мире цирка, начиная с воспоминаний детства и кончая великолепной трагикомической сценой похорон клоуна, позволяет итальянскому маэстро свободно, в духе реприз и циркового представления строить композицию фильма, не заботясь о его чёткости и совершенности, тем более — о глубоком смысле. Самовыражение и раскрепощённое творчество подлинного художника, будь он кинорежиссёр или клоун (для Федерико Феллини никогда не существовало деления искусства на низкие и высокие жанры, напротив, он вёл свою художественную родословную от цирка, варьете, кабаре и карикатурных комиксов), не приемлет глупого вопроса: «А что всё это значит?». И в ответ клоун с арены может послать излишне любопытному только струйку воды, выставив его на всеобщее посмешище.