История музыки – одно из тех явлений, чьи свойства зависят в большей степени от наблюдающего, чем определяются некоей объективной реальностью. То, что простой обыватель представляет себе как некую «портретную галерею», на деле оказывается свечой в руке исполнителя, с которой он приближается к портретам, выхватывая из тьмы те или иные – подчас неожиданные – черты. Программа Егора Колесова позволяет по-новому взглянуть на знакомые имена: большую её часть составляют разного рода палимпсесты, по сути двойные авторства, вольные или невольные перепрочтения, когда аранжировщик имплицитно сообщает некий дополнительный смысл. Таковы Гендель и Марсель Дюпре – два композитора, едва ли объединëнных чем-либо помимо формального обращения к одному и тому же инструменту – органу. Таков Моцарт, сонаты которого прозвучат в переложении Зигмунда Сатмари – органиста XX века, убеждëнного пропагандиста авангардной музыки. Отстранённый взгляд Шумана, не оставившего собственно органного наследия (пьесы, изредка звучащие в программах органистов, предназначены для педального фортепиано), в некотором роде вступает в диалог с Мендельсоном – пламенным популяризатором органной музыки, виртуозным исполнителем и тонко чувствующим свой инструмент композитором.
Чайковский, также не писавший для органа, тем не менее сделал вклад в историю органной культуры как общественный деятель, сыграв роль в приобретении органа Аристида Кавайе-Колля для Большого зала Московской консерватории – по сей день остающегося единственным французским романтическим инструментом в России. В одном ряду с переложениями его пьес прозвучит органная музыка Глазунова – образец позднеромантических достижений органного письма.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Andante из Концерта для органа с оркестром си бемоль мажор, соч.7/1
(в транскрипции для органа Марселя Дюпре)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Три церковные сонаты (в транскрипции для органа Зигмунда Сатмари):
Соната ре мажор, KV 69
Соната ре мажор, KV 144
Соната ля мажор, KV 225
Владимир Одоевский (1804–1869)
Andante grazioso памяти Й. Гайдна
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната для органа No.5, op. 65
Роберт Шуман (1810–1856)
4 эскиза для педального фортепиано, op. 58
Пётр Чайковский (1840–1893)
Из цикла «Времена года» (в транскрипции для органа Егора Колесова):
«Январь. У камелька»
«Февраль. Масленица»
Александр Глазунов (1865–1936)
Прелюдия и фуга ре минор, соч. 98
Категории билетов:
Полный входной билет со свободной рассадкой
Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров)
Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка)