Живописец, график, сценограф, историк искусства и художественный критик Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) известен как один из основателей объединения «Мир искусства» и постоянный автор одноименного журнала. Многих «мирискусников» объединяла любовь к Франции, ее истории и искусству. Впервые посетив Версаль осенью 1896 года, Бенуа был очарован строгой красотой бескрайних панорам и приглушенными красками безлюдного парка. Версальский цикл 1897-1898 годов проникнут настроением торжественной печали, а центральной темой этих композиций стали прогулки «старца-короля по построенным им волшебным садам» (А.Бенуа). К циклу, получившему название «Последние прогулки короля», относятся акварели «Людовик XIV кормит рыб» и «У Курция» (обе - 1897). В работе над этими композициями Бенуа вдохновлялся не только личными впечатлениями и наблюдениями, но и старинными гравюрами Жака Риго, Израэля Сильвестра, Жана Лепотра, «Мемуарами» герцога де Сен-Симона, музыкой Ж.-Б. Люлли и Ж.-Ф. Рамо. Современники особенно ценили способность Александра Бенуа чувствовать и передавать поэзию ушедшей эпохи: «...сами собой из памяти его древней выплывают призраки, населявшие когда-то это пустынное теперь царство чопорной симметрии и тепличных затей» (Сергей Маковский).
Позднее Бенуа довольно критично относился к своему раннему увлечению «ожившими тенями». Характер его следующего версальского цикла будет совсем иным - более реалистичным и непосредственным. С осени 1905 до весны 1906 года Бенуа жил в Версале и мог наблюдать парк при любой погоде, в разное время суток. К этому периоду относятся натурные этюды маслом - небольшие картоны или дощечки, на которых Бенуа писал тот или иной уголок парка. Сохранилось немало графических зарисовок с пометками относительно дня и часа их создания, освещения и колорита, которые позволяли впоследствии продолжить работу над композициями. Выполненные на основе натурных набросков акварели и гуаши Бенуа 1905-1906 годов стилистически принципиально иные, чем фантазии раннего версальского цикла. Их краски ярче, пейзажные мотивы разнообразнее, композиции смелее и оригинальнее («Версаль. Фонтан Бахуса зимой», 1905; «Бассейн Флоры в Версале», 1905-1906; «Прогулка короля», 1906).
Итогом работы художника над версальской темой стала серия фотолитографий, составивших альбом «Версаль» (Петроград, 1922). Ее составили двадцать шесть пейзажей, которым предшествовал очерк Бенуа - воспоминание о днях, проведенных в Версальских садах, и мечта о новой встрече с ними. В работе над фотолитографиями Бенуа воспользовался рисунками и акварелями 1897-1898 и 1905-1906 годов, выбрав те из них, которые отвечали его изменившимся за прошедшие годы эстетическим взглядам и наиболее подходили для воспроизведения в этой требующей строгости и самоограничения технике. Как следствие географической и временной отдаленности, версальские впечатления Бенуа в работе над альбомом приобрели особую точность и остроту. «Версаль» 1922 года - не просто свод красот, запечатленных художником-путешественником, а глубоко личное воспоминание о виденном и пережитом, размышление о прошлом, настоящем и о том, что времени неподвластно – об искусстве.
Многие из хранящихся ныне в Русском музее версальских пейзажей, прежде украшали коллекции перебургских меценатов и любителей искусства – М.К. Тенишевой, А.А. Коровина, С.С. Боткина, а также друзей и знакомых художника, в частности, историка искусства Ф.Ф. Нотгафта, вице-директора Русского музея и директора Эрмитажа Д.И. Толстого. По воспоминаниям Владимира Набокова, работы Бенуа украшали стены кабинета его матери в доме на Большой Морской. Это несомненное свидетельство признания и популярности версальского цикла, которому, как писал сам художник: «...я обязан своим первым решительным успехом, как в России, так и во Франции».