Четыре монументальных сочинения, составляющие программу этого концерта, раскрывают образ «короля инструментов» с разных сторон, в очередной раз восхищая слушателя его бескрайними возможностями. Виртуозность здесь можно толковать как наиболее полное и свободное владение всеми ресурсами инструмента; во всех четырёх случаях оно трактуется совершенно по-разному, но в равной степени определяет движение композиторской мысли.
Прелюдия и фуга BWV 543 – одна из «больших» прелюдий и фуг, спустя три века по праву воспринимающаяся как баховская личная эмблема: мелодические контуры первых фигур прелюдии и темы фуги оказались той «искрой», которая, пережив барокко, впоследствии разгорелась «костром» романтического бахианства. Орган здесь предстаёт как грандиозный фундамент архитектурной формы, позволяющий возвести многоэтажное «здание», поражающее своей выверенностью и балансом элементов. Концерт BWV 596, по сути, рассчитанный на инструмент такого же плана, как и BWV 543, ставит перед органистом принципиально другие задачи – скрупулёзно перенести на органную почву концерт для струнного оркестра, сохранив изначальные черты оригинала.
Разница между Франком и Дюруфле – композиторами, в XXI веке порой упрощённо «объединяемыми» во французскую романтическую школу, – составляет почти столетие. Если музыка Франка – апофеоз романтизма в наивысшем смысле слова, то Дюруфле творит в ином, гораздо более модерновом музыкальном дискурсе. От франковского хорала (1890) его сюиту отделяет почти полвека; слушая эти два сочинения подряд, мы явственно видим, насколько изменился за это время не только музыкальный язык, но и восприятие инструмента, абрис которого оказывается ближе к авангардным исканиям Хиндемита и Вьерна.
Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор Антонио Вивальди, RV 565)
Allegro
Fuge
Grave e spiccato
Allegro
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал ля минор №3, FWV 40
Морис Дюруфле (1902-1986)
Сюита для органа, ор. 5
Prélude
Sicilienne
Toccata