«Органный Моцарт», зачастую фигурирующий в программах, – своего рода мистификация, несуществующий персонаж, одновременно продолжающий и оспаривающий мифологизм фигуры знаменитого композитора.
Произведения Моцарта, традиционно исполняемые на органе, составляют абсолютное меньшинство из всего его наследия, при этом даже они в строгом смысле не предназначены для этого инструмента. «Органом Моцарта» были весьма популярные в то время механические часы с флейтами (Flötenuhr), чьи возможности и коннотации явно вступали в противоречие с традиционными коннотациями органа. Современная тенденция включать их в органный репертуар, в сущности, представляет собой попытку воссоздать стиль, которого не могло быть – по ряду исторических причин.
Секулярный век, сместивший акценты в музыкальной жизни с церкви на светские залы, заставил орган «уйти в тень», появление классического оркестра привело к господству соответствующего фактурного мышления, а поиски классических форм решительно отодвинули на второй план типичное для барокко главенство импровизации. В сегодняшней программе мы услышим своего рода сборник переложений моцартовских пьес – клавирных или ансамблевых, – сделанных музыкантами гораздо более позднего времени (Ференц Лист, Жан Гийю, Зигмунд Сатмари). В некотором роде, мы увидим те или иные «точки зрения» на Моцарта, в чëм-то опосредованные, в чëм-то же, напротив, создающие «портрет, более похожий на оригинал, нежели сам оригинал».
17 церковных сонат Моцарта, вопреки своему названию, не имеют ничего общего со структурой барочной сонаты da chiesa; каждая из них представляет собой одночастное сочинение для некоего типичного инструментального состава (включающего, в том числе, облигатную органную партию), предназначенное для исполнения в рамках католического богослужения.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Адажио и фуга до минор, KV 546 (переложение для органа Жана Гийю)
Семь церковных сонат (переложение для органа Зигмунда Сатмари):
Соната ми бемоль мажор, KV 67
Соната си-бемоль мажор, KV 68
Соната ре мажор, KV 144
Соната фа мажор, KV 145
Соната ля мажор, KV 226
Соната фа мажор, KV 244
Соната до мажор, KV 336
Ave verum corpus, KV 618 (транскрипция для органа Ференца Листа)
Allegro для клавира соль минор, KV 312
Adagio для клавира си минор, KV 540
Фантазия фа минор, KV 608
Категории билетов:
1. Полный входной билет со свободной рассадкой
2. Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров)
3. Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка)