Полоса отчуждения – пространство по обеим сторонам шоссейной или железной дороги, изъятое из другого использования.
Дмитрий Тыквин фотографирует преимущественно городской пейзаж: Петербург, Тбилиси, Печоры, Венецию, Таллинн. В данном случае им избран один из районов Петербурга – Обводный канал с окружающими кварталами. Непарадный, почти маргинальный, со своими мифами и фантомами.
По словам автора, побудительным мотивом к этой серии снимков стала живопись Альбера Марке, обведенные черным предметы на его полотнах, довольно мрачный колорит.
Второе название проекта «полоса отчуждения» следует из ауры фотографий: реально существующий ландшафт (Американские мосты с их жесткими конструкциями, линии набережных, здания) обретает потусторонность, и, несмотря на присутствие в пейзаже людей, хоть и минимальное, отрицает собой всякий намек на утилитарное использование всех этих цивильных строений. Не говоря уже о сплетениях железнодорожных путей, для которых сам термин «полоса отчуждения» является родовым.
Иначе говоря, пейзаж отчуждается от своей физической повседневной сущности и обретает черты метафизической реальности, где здания, ограды мостов, растения, каменные мостовые, железные рельсы, даже двигающийся буксир, оставляющий расходящиеся по воде следы, утрачивают способность к движению и изменениям, застывают в вечности, и где люди становятся частью этой призрачности.
С одной стороны, индустриальный пейзаж диктует логику возникающего изображения. Получившийся визуальный ряд линейно восходит к конструктивистской традиции: строгая геометрия, минимум мелких деталей. Но, с другой стороны, фотограф для этой серии выбрал такую технику печати (так называемую лит-печать), которая дает возможность управлять плотностью теней и света, добиваться необычного колорита, достигать характерной зернистости и тонких цветовых эффектов, а особенности технологии делают каждый отпечаток практически не воспроизводимым, то есть уникальным.
Дмитрий Тыквин родился в 1965 году в Ленинграде. В 1988-м закончил ЛМИ («Военмех»). В 1993–1995 учился в Санкт-Петербургском восточном институте на отделение японистики. Фотографировать начал с 1975 года. Делать снимки учился в фотокружках по месту жительства и учебы. С 15 лет увлекся музыкой. Учился игре на гитаре сначала с индивидуальным педагогом, затем в различных джазовых школах. С 1986-го стал экспериментировать с изготовлением музыкальных инструментов (сякухати, кото). С 1996 года пишет музыку и исполняет её на собственных инструментах. Участвовал в качестве музыканта и исполнителя в следующих спектаклях: «Дом спящих красавиц» (Театр на Литейном), «Китай на нашей стороне» («Приют комедианта»), «Топор» и «Приговоренный» (фестиваль «Монокль»), «Зангези» (музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме). В 2000 году участвовал в фестивале «СКИФ» в составе группы «Килиманджаро».