Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет выставочный проект «Фотоархеология», посвященный малоизвестному сегодня направлению петербургской фотографии последнего десятилетия ХХ века.
Проект объединяет выставку Дмитрия Виленского с одноимённым названием «Фотоархеология» и совместную выставку Людмилы Федоренко и Игоря Васильева.
Уже с начала 1970-х годов в европейском искусстве стало увеличиваться количество художников, работающих с темой памяти, но её актуализация пришлась на период самоопределения стран Восточного блока и распада СССР. В это время были определены два основных подхода к исследованию темы памяти: с одной стороны, художники предпринимали попытки вспомнить и осознать историческое прошлое в контексте коллективной памяти, с другой – проживали ощущение личной утраты недавнего прошлого. Для ряда молодых ленинградских фотографов эти подходы оказались актуальными.
В 1980–1990-х годах в Ленинграде начали происходить необратимые изменения, сопутствующие его превращению в Санкт-Петербург. Неожиданно для художников то, что казалось вечным, становилось навсегда ушедшим. В результате этих изменений возникла потребность в переоценке ценностей, в том числе и в фотоискусстве. Стали появляться авторы, стремящиеся расширить границы культурных значений фотографии и её языка, предпринимались попытки поисков новой визуальности. Одним из таких авторов, сумевших сделать временной слепок с жизни уходящей эпохи, был Дмитрий Виленский. Подразумевая работу с различными типами фотографических архивов, фотоархеология, прежде всего, апеллирует к памяти, стремящейся воссоздать из осколков реальности образ навсегда уходящего времени. Ощущение времени на фотографиях усиливается приёмами дополнительной обработки изображений. «Для меня они заключаются главным образом в исчезновении цвета или же в его трансформациях, в изменении резкости и структуры изображения, в различных повреждениях эмульсионного слоя, в следах, оставленных различными химическими растворами», замечает Дмитрий Виленский.
Начало направлению «фотоархеология» было положено Дмитрием Виленским в середине 1980-х годов. В период с 1988 по 1994 год Виленский провел ряд персональных выставок, последовательно разрабатывая оригинальную концепцию «фотографии как археологии посланий самому себе». Выставка «Фотоархеология», прошедшая в Нью-Йорке в 1992 году, впоследствии определила название всего направления.
Разнообразие приёмов дополнительной обработки изображений, в целом характерное для многих авторов «новой волны» петербургской школы фотографии, в работах Дмитрия Виленского приобретает особое значение. Работая с авторским архивом, он постоянно обращается к ранее использованным сюжетам, непрерывно создавая и вскрывая новые культурные и смысловые слои. Применение же в каждой следующей серии нового технического приёма снова и снова возвращают зрителя к этим сюжетам, провоцируя его на бесконечные реминисценции.
Творческий подход Людмилы Федоренко отличает проектное видение и объёмные по количеству работ серии, в которых она исследует медиум любительской фотографии в историческом контексте персональной памяти. Людмила Федоренко родилась в 1961 году в Краснодаре. С 1986 года и до закрытия она являлась членом ленинградского фотоклуба «Зеркало». С 1992 года входит в объединение «Фотоpostscriptum». В 1995–1997 годах принимала участие в проектах «Петербургская фотоархеология». В период с 1991 по 1998 год Людмила Федоренко участвовала в нескольких знаковых для российской фотографии международных выставочных проектах в США, России, Англии, Германии.
Игорь Васильев работает с авторским фотографическим архивом, рассматривая его как основу для создания уникальных произведений, выполненных с использованием таких фотографических и живописных техник, как тонирование, раскраска, разрисовка, коллаж. Игорь Васильев родился в 1966 году в городе Нестеров Калининградской области. В 1990–1991 годах входил в состав творческой группы «Институт новой фотографии». С 1992 по 1996 год являлся участником объединения «Фотоpostscriptum», основанным фотографом Дмитрием Виленским. В 1995–1997 годах принимал участие в выставочных проектах «Петербургская фотоархеология».