Музей Новой Академии Изящных Искусств продолжает знакомить своих зрителей с произведениями стволовой традиции петербургского искусства – ленинградским экспрессионизмом, исследуя его основные ветви: Орден нищенствующих (непродающихся) живописцев и движение Новых художников.
Александр Арефьев, мотор ОНЖ, утверждал, что «топливом» для искусства первых нонконформистов была графика Оноре Домье. Выставка начинается с литографированной карикатуры Домье на дикую имперскую политику, ввергающую страны и народы в опустошительные войны. Художественный экспрессионизм появляется через полвека как способ творческого преобразования «дикости» мира. Деструктивной дикой силе государств, замаскированной под разумный порядок, художники противопоставляют анархическую экспрессию дикаря и энергию живой – дикой – природы. Отточенная свобода движений – суть графики ОНЖ, разрывающей скованность советской жизни, словно бы отправляя в свободное плавание кругами по воде обручи трибун стадиона имени Кирова. Арефьевцы оставляют желающим обслуживать власть тугие корсеты соцреализма, сами же на холоде и под зноем открытого пространства рисуют и режут изображения Ленинграда – чудом выжившего города мертвых. В отличие от официального ленинградского пейзажа тех лет, их графика передает подлинную ауру берегов Леты-Невы и в классической прозрачности петербургской белой ночи, и в далеких новостройках, которые изначально растут пятиэтажными руинами. Пляж на летейском берегу – особенность местного чувства жизни, позволяющая чувствительным осознавать себя классическими небожителями.
Следующее поколение ленинградского экспрессионизма – Новые художники - относятся как раз к числу таких немногих. Совокупный портрет города эпохи ОНЖ лидер Новых Тимур Новиков, прежде всего, усилил автопортретами и портретами друзей-художников. В коллекции портретов, собранной и нарисованной куратором выставки Олегом Котельниковым, первым героем дикой живописи Новых, представлены такие же, как в свое время арефьевцы, асоциальные молодые люди. Свобода их облика говорит о готовности к эксперименту. Свобода их искусства свидетельствует об ответственности и творческой дисциплине сознания. В кругу Новых формируется всеобъемлющий современный стиль. Художники держат в фокусе своего внимания целостную картину жизни, современность, пронизанную лучами стробоскопов истории.
Финальная точка экспозиции – авторская литография Ивана Сотникова «Смертельный номер», сделанная в 2014 году по следам одноименной композиции, представляющей как смерть изрыгает огонь на цирковой арене. Цирк Сотникова, как и Ленинград арефьевцев – место метафизической священной истории духа. Подобно тому, как Арефьев сцены новозаветного мученичества ставит в декорациях лестничной клетки, Сотников на цирковых трибунах располагает и толпу горожан, и новейших политиков, вклеивая вершителей наших судеб на почетные императорские места. Там, где раньше состязались гладиаторы и звери терзали христиан, теперь представляет последний и главный актер имперской истории – смерть. Ленинградский экспрессионизм утверждает свои всегда высокие исторические котировки: силу незабываемым образом показывать игру смерти и жизни.
Участники выставки: Оноре Домье, Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Шолом Шварц, Олег Котельников, Андрей Медведев, Тимур Новиков, Иван Сотников.