В разнообразном творчестве петербургского художника Анатолия Сивкова, помимо традиционных жанров, интересны сюжетные картины. Они варьируются вокруг немногих тем, связанных с человеком. Вот несколько человек сидят за столом. Это многократно обыграно в искусстве от Рублёва до Леонардо, от испанцев до голландцев, от соцреализма до поп-арта.
Современные живописцы к ней редко обращаются. Придумыванием сюжетов, «психологией», они обычно пренебрегают, дескать, «литература». Но ведь картина воздействует не только цветовым аккордом, ритмом линий и пятен, но и сюжетом (когда-то даже он казался главным – о чем речь?).
Анатолий Сивков умеет выразиться так, что создается впечатление, будто мы присутствуем при неведомом ритуале, или символической или гротескной драме. Притом в «сюжетах» сочетаются портреты, натюрморты, интерьеры, а порой в окне проглядывает и пейзаж.
Художник редко пользуется классическим рисунком и естественным колоритом – открытия в искусстве ХХ века, безусловно, оказали влияние на формирование его стиля. Немецкий экспрессионизм, декоративный кубизм, экзотическая архаика, кажется, его особенно интересовали. Но очевиден и его самостоятельный путь развития. Юность он провел в Новосибирске. Мы помним о потрясающих выставках в Академгородке, особенно Филонова, которого в столицах не показывали. Славился в Новосибирске и феноменальный художник-учитель Николай Грицук. Позже Анатолий Сивков учился в Ленинградском Театральном институте, где великий режиссер Н.П.Акимов создал оазис свободного искусства.
Семидесятые годы были очень важными для отечественного искусства – первый выход к широкому зрителю нонконформистского творчества андеграунда на «газаневских» вы-ставках, прошедших с невероятным успехом в 1974/75 гг. Всё это были благоприятные условия для становления художника. Можно заметить и «театральное мышление», и «эксперимент» проявляющиеся в живописи Сивкова. Например, несколько отстраненный взгляд со стороны на персонажей, их расстановка словно на сцене в декорациях. При взгляде на иные картины появляется подспудное желание узнать «что дальше?». А другие работы увлекают смелой декоративностью. Безусловно, живописный темперамент берет своё, и там уже проявляются «модернистские» поиски.
Кроме «застолий», особенно хочется выделить отношение автора к музыке. Изображение играющих музыкантов не редкость от древних времен. Красота поз, красота инструментов, погруженность исполнителя в завораживающее море звуков – всегда привлекали художников, и они старались сделать зрителя и слушателем. Музыка – одна из любимых тем и у Анатолия Сивкова. Как современный художник, он использует все средства, для достижения музыкального эффекта – то приглушенное, то активное звучание цвета, то острые, то плавные мелодии линий и, наконец, ритмически ясно построенная композиция. Слышны и задушевная песенка под гитару, и неистовый рок.
Значительную часть творчества мастера занимает петербургский пейзаж. Пишет он не интимные уголки, не открыточные виды, а перспективные панорамы, где можно показать «конструкцию» города. Ощущается присущий художнику взгляд издали, но взгляд внимательный, взгляд любящего и уважающего город человека, и потому можно говорить о появлении в нашем искусстве ещё одного Петербурга, Петербурга Анатолия Сивкова.
Благодатов Николай