Галина Зернина. Фотография
По мотивам текстов Льва Выготского
Фотограф Галина Зернина продолжает серию художественно-просветительских проектов, посвященных деятелям мировой культуры, жившим и творившим в разных странах: Янушу Корчаку, Иосифу Бродскому, Наоми Френкель.
Выставка "В поисках образа" – обращение и попытка осмыслить тексты Льва Выготского (1896–1934), психолога, мыслителя, основателя научной школы культурно-исторической психологии, уникального исследователя, создавшего основополагающие работы по многим направлениям современной психологи.
В качестве текстуальной и "идеологической" основы Галина Зернина выбирает не только, и не столько широко известные труды Выготского ("Психология искусства"), но и его ранние литературные, театральные, философские работы. Они созданы в годы Первой мировой войны и двух революций в России, на сломе всего традиционного уклада жизни.
Автор выставки поставила себя перед сложнейшей художественной задачей – найти визуальный язык для передачи собственного "удивления и восхищения от текстов, идей, философских построений блестящего ученого". Так внутри общего замысла возникли серии фотографий: "Традиция. Взгляд со стороны", "Дети. Непосредственное переживание", "Театр. На стыке формы и содержания", "Метафоры и знаки на пути".
Один из любимых приемов фотографа Галины Зерниной – двойная экспозиция. В театральной серии этот прием соотносится со словами Выготского о трагедии Шекспира "Гамлет": "Она <пьеса> вся – из отзвуков, из отблесков, из отражений... воспоминаний, видений, теней, игры. <...> Поистине, это трагедия проекций". В серии "Знаки на пути" многослойность изображения становится метафорой сложности и глубины текстов Выготского-ученого. Сочетание черно-белых снимков и цвета, фактурной плотности и прозрачности в едином выставочном пространстве – попытка представить многогранность и масштабность личности главного героя.
В рамках проекта состоится ряд встреч, в ходе которых участники смогут поразмышлять на предложенные авторами темы: о создании образа в разных видах искусств, о том, что такое художественное событие, можно ли научить творчеству.