4 августа 2015 года в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры открывается выставка произведений петербургского живописца Валерия Ивановича Рабчинского (1945-2007).
Идея и структура экспозиции, предложенная куратором Михаилом Кузьминым, позволит взглянуть на творчество художника в ином ракурсе. Само название – «Приближаясь к смыслу, или Словарь живописца» – попытка заставить картины «заговорить» ассоциативными метафорами, которые в краткой, порой парадоксальной форме отражают мысли и идеи художника. Как пишет в своей вступительной статье Михаил Кузьмин, эта выставка о том, как «художник, который активно работает в искусстве, своими творениями всё время уточняет (дополняет, усложняет) смысл и значение тех или иных понятий, категорий, даже вполне канонизированных. «Словарь живописца» был составлен на основе произведений самого художника. Отправной точкой стали его картины».
1 сентября 2015 года Валерий Рабчинский мог бы отпраздновать свое семидесятилетие, поэтому на выставке будут представлены работы, многие из которых при жизни никогда не покидали стен мастерской. Творчество этого самобытного и тонкого мастера, характерного представителя петербургского живописного стиля, можно разделить на несколько этапов, четко привязанных к мастерским, в которых он последовательно работал в течение почти сорока лет своей творческой жизни.
Мастерская на Гончарной улице (1970-е – 80-е). Рабчинский закончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина в 1972 году, в 1975 стал членом Союза художников СССР. Его талант живописца очевиден, он активно участвовал в выставках Союза художников, представляя свои импрессионистические, полные света и движения картины, острые выразительные портреты, яркие натюрморты. Но романтический период увлечения импрессионизмом вскоре заканчивается, у художника появляется стремление уйти от обеспечивающей успех манеры к более сложным и глубоким поискам творческого самовыражения. Рабчинский никогда не чувствовал себя «своим» в среде Союза Художников. Не привлекали его и выставки петербургского андеграунда. Круг тем, к которым обращался художник на протяжении всей жизни, ограничен. Рабчинский писал то, что было частью его личного пространства, в которое он не пускал посторонних. Для него живопись никогда не была просто ремеслом, возможно, поэтому в его трактовке так пронзительно и драматично звучат самые простые незатейливые сюжеты: портреты близких людей в интерьере скромной квартиры, позирующие модели в мастерской, натюрморты из предметов, которые были частью его быта, пейзажи из окон на дворы-колодцы центра города и типовые бетонные постройки окраин.
Мастерская на улице Репина (1990-е ). Начавшаяся в стране перестройка резко изменяет художественную жизнь российских художников. Открываются границы, и советское искусство становится модным на Западе. Рабчинский имел несколько успешных больших персональных выставок в Германии, Ирландии, Великобритании, но владельцев художественных галерей и дилеров привлекала только его импрессионистическая манера, от которой он уже отказался. Новая живопись художника, более темная по колориту, драматичная по настроению, не была рассчитана на широкую публику, вызывала интерес немногих и не имела коммерческого успеха. Активно развивавшееся в течение ряда лет сотрудничество с западными галереями к концу 1990-х годов прекратилось.
Мастерская на Ивановской улице (начало 2000-х). Подобно средневековому ученому-алхимику, в поисках своего «философского камня»в искусстве Рабчинский стал затворником. Он допускал в свою мастерскую только узкий круг близких ему по духу людей, крайне редко участвовал в выставках. Его жизнь была связана только с творчеством, с живописью, с мыслями об искусстве. Требовательный к себе до крайности, до беспощадности, художник редко оставался доволен результатами работы. Отсюда и мучительный и долгий путь к завершенности картины, который иногда занимал годы. Лишь немногие работы Рабчинский создал сразу и больше к ним не прикасался. Это являлось свидетельством того, что он был удовлетворен сделанным. Таких произведений в последнее время становилось все больше. Но жизнь живописца неожиданно оборвалась.
Посмертные персональные выставки Валерия Рабчинского прошли в Chambers Gallery (Лондон, 2008), музее Ф. Достоевского (2010), в музее истории города Санкт-Петербурга (2011), в музее «Дом Бурганова» (Москва, 2013).