Юрий Штапаков из тех художников, которые согласно русской пословице «долго запрягают, но потом к обеду не докличешься». Кто сегодня способен разглядеть в этом завсегдатае светских тусовок, бонвиване, жуире и светском льве хрупкого юношу, который вырос в Пролетарском районе Обухово и до 12 лет не выезжал в центр и не видел Невского проспекта? Но, судьба есть судьба, «кто знает из какого сора…», провинциалы с рабочих окраин часто оказываются сильнее и зубастее в борьбе за мечту. К тому же, путь художника уже был выбран и с середины 80-х годов Штапаков бросил официальную работу «художника-оформителя» и зажил бурной жизнью «свободного художника - нонконформиста», каковым мы его долгое время и знали.
И вот, к определенному времени и возрасту, когда, казалось бы, иерархия петербургских художников его поколения уже была сложена и за каждым закреплено понимание о диапазоне возможностей, пристрастиях и перспективах, он вдруг делает кульбит и вываливается из предписанной роли «художника-графика», на глазах превращаясь в contemporary artist. Немаловажную роль в этой трансформации (как он и сам отмечает) сыграло общение и опыт совместной работы с нынешними хедлайнерами петербургской арт-сцены: Петром Белым, Петром Швецовым, Андреем Рудьевым и Виталием Пушницким. Плюс, серьезная работа над собой.
Новый проект Штапакова, достаточно легкий и с первого взгляда, выглядит как продолжение традиционных графических штудий, но, рассматривая его более внимательно, понимаешь, что графика в этом проекте важна не сам по себе, а выступает как предмет рефлексии и размышления о том, что вообще такое графика и что мы способны нафантазировать, рассматривая сплетение случайно переплетенных черно-белых линий. Идея проекта пришла (как это обычно и бывает) в процессе наблюдений за собственной ежедневной работой. Листы оргстекла, на которых делалась основа рисунка для отпечатков монотипий, сильно электризовались при протирке, и это статическое электричество начинало самостоятельно влиять на распределение и конфигурацию красочных пятен. Но там, где традиционный художник-график сделал бы все, чтобы убрать негативный технический недостаток, contemporary artist заинтересовался возможностями статического электричества и решил его исследовать. В этой непредсказуемой, соотнесенной с силами природы, графике было и нечто от опыта восточных каллиграфов, которые (судя по апокрифам) были способны создать восхитительный пейзаж одним движением кисти. Штапаков в этом ряду, конечно, выступает как скромный ученик, что не мешает ему деловито присматриваться к черному поясу мастера. Но, рассматривая результаты этих опытов, автор (на мой взгляд) все же пугается скорости и «дает по тормозам», не решаясь выйти на простор неэвклидовой геометрии и предпочитая трактовать получившееся результаты в духе привычных и надежных литературно-поэтических привязок: «пейзаж», «пожар», «сгоревший лес». Хотя, ради объективности надо отметить, что давно вписанный в приватные, домашние интерьеры, пейзаж давно уже воспринимается как некий род «абстрактной» живописи наиболее экологичный для ежедневного наблюдения. Условность черно-белой графики переводит его шишкинскую солнечную восторженность в мрачноватую философскую плоскость метафизических предчувствий и догадок. Надо сказать, что у земного пейзажа есть свойство, позволяющее нам распознавать его в потеках краски на стене или извивах морозных узоров. Это сила тяжести, определяющая верх и низ даже в абстрактной картине и это линия горизонта, разделяющая Земное и Небесное.
На этом можно было бы поставить точку, если бы мы рассказывали только о графической серии. Но contemporary artist мыслит формой «проекта», где учитывается масса слагаемых, в том числе и дизайн и архитектура пространства, где она будет представлена. Поэтому в выставке появляются скульптурные объекты, которые с одной стороны нивелируют «недостаток» – несущие колоны, расположенные в центре зала (делая их частью нового авторского объекта), а с другой стороны, продолжают метафору «сгоревшего леса», добавляя проекту живой трехмерной фактурности и … запаха. Перед выставкой, Штапаков раздавал фактурные объектики - приглашения в виде коробка со спичами. Как их использовать зритель, видимо, должен решить сам
Дмитрий Пиликин