Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

+7 (812) 326-41-41 Мариинский театр
Санкт-Петербург пл. Театральная, д. 1

Спектакль Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (Новая редакция) в СПб

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (Новая редакция)
Купить билет
Премьера 24 декабря 2022 г.
Режиссёр Алексей Степанюк
Актёры Андрей Попов, Александр Трофимов, Юрий Воробьев, Мария Баянкина, Ирина Чурилова, Инара Козловская, Леонид Захожаев, Андрей Зорин, Владимир Ванеев, Геннадий Беззубенков, Юрий Власов, Гамид Абдулов, Олег Видеман, Анатолий Михайлов, Александр Никитин, Николай Путилин, Ярослав Петряник, Максим Даминов, Светлана Карпова, Дарья Рябоконь
Длительность 04:10
Жанр опера
Театр Мариинский театр
Ограничение 12+
 

В 1994 году театральные критики писали о спектакле Алексея Степанюка: «Главное, в этом загадочном и уязвимом спектакле есть душа. Созерцающая и страдающая, умиротворенная и возносящаяся. Однако, чтобы услышать ее тихий голос, нужно особое состояние, сопереживание».

Опираясь на тот спектакль, Алексей Степанюк создает его новую версию, более близкую современному зрителю, но не теряющую свою цельность и первооснову: «Наш спектакль близок к литургии, как и написано у Римского-Корсакова, – говорит режиссер. – Это спектакль о духовной мощи русского народа. О том, что русский язык, русский дух, русскую культуру нужно оберегать. В сценическом действии мы отталкивались от традиций иконописи, чтобы артисты на сцене были похожи на ожившие иконы. Новая версия постановки сделана с опорой на спектакль 1994 года, который был очень хорошо принят в Петербурге и затем проехал по всему миру. Из знакомых образов зрители 90-х могут узнать красивые исторические костюмы Ирины Чередниковой. У них будет свое симфоническое развитие: от ярко-красных в начале оперы, до жемчужно-белых в финале, когда мы переносимся в невидимый град».

Грандиозная лирико-философская, эпическая по духу и формам опера по-прежнему является одной из вершин в мировой оперной классике, достичь которую под силу далеко не каждому театру. Сам композитор предъявлял немалые требования к исполнителям и заранее исключил возможные компромиссы. В предисловии к партитуре значится: «При сценической постановке "Сказания" никакие сокращения, а также перерывы музыки, не могут быть допущены, как искажающие драматический смысл и музыкальную форму. Если театр не имеет необходимого набора шести колоколов в глубине сцены... то постановка "Сказания" становится невозможной».

Мировая премьера оперы Римского-Корсакова состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом. Спектакль поставил Василий Шкафер, оформили Константин Коровин и Аполлинарий Васнецов. Несмотря на противоречивые оценки критики, публика и современники горячо отзывались о новой работе композитора.

Сергей Прокофьев вспоминал в своей автобиографии генеральную репетицию и мировую премьеру, виденную в 1907 году: «"Китеж" сразу захватил меня. Хор "Ой, беда идет, люди", написанный на невероятный размер; страшные трубы татар за кулисами, вся партия Гришки Кутерьмы, чудесные цветы, вырастающие в глухом лесу – все это было ново и поражало воображение. Но больше всего понравилась "Сеча при Керженце", которая в то время казалась мне лучшим, что сделал Римский-Корсаков. Я так много рассказывал дома об этой опере, что мать поручила мне достать на первое представление три билета, что я и сделал не без труда, а затем попросил отпустить меня на второе или третье представление. В общем, я слышал "Китеж" 4 раза, но когда приехал отец, я потащил и его».

Тогда после двенадцати представлений в Петербурге (последнее – 30 ноября 1907 года) спектакль перенесли на другую императорскую сцену – в московский Большой театр. А буквально через 3 года «Китеж» вернулся в Мариинский, и затем театр неоднократно обращался к этой опере Римского-Корсакова: постановки последовали в 1910-м, 1918-м, 1926-м, 1958-м, 1994-м, 2001 годах.

В 1927 году на четвертой сценической версии «Китежа» (всего за 20 лет со дня премьеры в Мариинском) побывал Дмитрий Шостакович. Несмотря на явное противоречие либретто идеологии тех лет, театр, уже называвшийся ГАТОБом (Государственным академическим театром оперы и балета), получил разрешение на исполнение оперы в виду того, что «музыкальное оформление сочинения высоко-художественно и представляет собой исключительный интерес». Шостакович же после посещения театра напишет в письме из Ленинграда: «Слушал я вчера «Китеж». В некоторых местах партии Февронии у меня чуть-чуть не катились слезы. А действие, в котором град Китеж закутывался туманом, до сих пор заставляет мурашек бегать по моей спине».

Читать полностью

Похожие спектакли

Посмотреть онлайн афишу и расписание спектакля Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (Новая редакция)


Спектакли с теми же актерами
Отзывы о спектакле Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (Новая редакция) 2022Пожаловаться
Общее впечатление 0
Состав актёров и их игра 0
Сюжет спектакля 0
Оценить спектакль   

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Информация, представленная на странице некорректна? Расскажи нам об этом
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю