В год русского кино - русское немое кино с молодыми таперами Санкт-Петербурга.
Проект «Немое кино по-настоящему» - это лучшие молодые пианисты Санкт-Петербурга и немое кино из фондов ЦГПБ им. В. В. Маяковского. В год русского кино мы показываем уцелевшие немые фильмы, в свое время собиравшие невероятную кассу за счет «звезд» – по сути, хиты проката 1910-20-х гг.
7 октября "Жизнь за жизнь"
О фильмах Евгения Бауэра, одного из главных коммерческих режиссеров дореволюционного кинематографа России, Иван Перестиани, его актер, вспоминает следующее: «Пространства, колонны, тюль, меха, парча, кружева, цветы – вот элементы композиции Бауэра. Артистки раздвигали тюлевые драпри, появлялись в цветах, кружевах и мехах, скользили между колоннадами, сидели на сверкающих парчой диванах и обольщали коварных и простодушных мужчин». От прокатчика: «Именно после роли в этом фильме, выдержав дуэль с великолепной мхатовской актрисой Лидией Кореневой, Вера Холодная проснулась кинозвездой». Тапёр показа – композитор – Михаил Перстков.
29 октября "Пиковая дама"
Яков Протазанов – один из выдающихся режиссеров русского и советского немого кино, прославился экспериментами с камерами, светом и сюжетами. «Пиковую даму» даже самые начинающие критики смело называют лучшей экранизацией пушкинской повести. Запараллелив истории Германна и молодой графини, «Портрет Дориана Грея» и события из жизни самого Пушкина, Протазанов создает ироничный, фантастический, невозможно красивый и страшный фильм; не пересказ, а объемное, вычурное, роскошное, трагическое, саркастическое зрелище, сравнимое по содержанию и форме с немецким экспрессионизмом и повестями Кафки.
Актер Иван Мозжухин, открытие Протазанова, его «звезда», не меньшая легенда, чем Валентино; в журналах такого времени полно восторгов по поводу его знаменитых «слез» – огромных, ярких, трагических глаз. Актеры немого кино играли, в основном, телом, многие относились к ним, как к натурщикам, не требовали большего, но с появлением настоящих актеров кино – играющих психологически тонко, трепетно, на оттенках выражений лица, выстроенных мизансценах, всё изменилось: кино стало искусством.