12 октября 2020 12:38      9447   Вера Любина

Антон Маханов: моя мечта — спасти яхту, медленно "умирающую" в Волгограде после смерти ее прославленного капитана

На телеканале ТВ-3 уже во всю идет проект "Миллион на мечту". В минувшую пятницу в эфире принял участие Антон Маханов, вице-президент Ассоциации яхт класса "Л-6" и фотограф. Редакции Peterburg2 удалось пообщаться с участником и узнать, о чем мечтает яхтсмен, в чем особенности его профессии и как ему удается совмещать и свою работу, и хобби.
Читать в полной версии

Антон, расскажите, как вы узнали о шоу "Миллион на мечту"? Что сподвигло вас подать заявку на кастинг?

Когда я был в командировке, то в номере гостиницы фоном включил телеканал ТВ-3 и увидел рекламу нового федерального шоу "Миллион на мечту". Промелькнула идея, что раз я все равно ищу финансирование на реализацию проекта по спасению яхты, которая сейчас погибает в Волгограде, то почему бы не использовать все, даже самые необычные методы. Написал письмо, ответил на вопросы анкеты — на следующий день мне позвонили.

А что за яхта, расскажите подробнее?

Яхта "Алькор" с 1986 года принадлежала ее бессменному капитану, легенде парусного флота Волгограда, Магнитской Ксении Борисовне. В 2013 году Ксения Борисовна, во время ремонта яхты, упала с палубы на землю и повредила позвоночник. Свое 80-летие она не успела отметить. 23 июня ее не стало.

Сейчас "Алькор" остался у сына Ксении Борисовны. Заниматься этой яхтой он не может, так как есть еще своя яхта, которая отнимает и время, и силы, и требует финансовых вложений. Но он не хочет, чтобы "Алькор" "умер", поэтому планирует его отдать в хорошие руки, правда не бесплатно.

И у меня есть мечта — перевезти "Алькор" из Волгограда в Петербург и отремонтировать его. Хочу увеличить флот национального класса крейсерско-гоночных яхт "Л-6" еще на одну лодку с великолепной историей.

Для этой яхты даже уже есть часть ее будущей команды, как минимум десять человек, которые также как и я мечтают сохранить "Алькор" и вернуть его в город, где он был построен 44 года назад - в Санкт-Петербург, где она после ремонта сможет присоединиться к флоту таких же яхт. Стать учебным парусным судном, гоночной яхтой, ходить в море и помогать воспитывать любовь к нему и к парусному спорту. Спасая эту яхту, отремонтировав ее, спустив на воду, мы сможем исполнить мечту о море не одного человека, не двух — на этой яхте смогут ходить десятки людей в команде и сотни людей в год, как гости, сотни мальчишек смогут бесплатно увидеть паруса и волны, маяки и острова, и возможно потом стать моряками на пароходах и кораблях, яхтсменами или просто хорошими, мужественными людьми, исполняющими свои мечты, ставящие перед собой высокие и благородные цели!

Антон, вы упомянули термин национального класса крейсерско-гоночных яхт "Л-6", что он значит?

Большую часть жизни я посвятил своему хобби — парусному спорту и яхтам последнего сохранившегося до наших дней национального класса — классу "Л-6". В России таких яхт осталось не многим более 30. Яхты были спроектированы в 1958 г. согласно Правилам классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР, главным конструктором ЛЭС, А.П. Киселевым, а первая из них, яхта "Ангара" , была спущена на воду более 50 лет назад. Всего за все время было построено более 100 бортов. До наших дней, увы, сохранились не все. С 2002 года все эти яхты объединены в ассоциацию национального класса крейсерско-гоночных яхт "Л-6".

Национальным класс называется из-за принятой классификации. Есть национальные и международные классы. Национальный класс обычно спроектирован и построен в соответствующей стране и приспособлен к условиям постройки и эксплуатации в этой стране. Более подробно о классе можно узнать на сайте Ассоциации l-6.org или в книге, посвященной этому классу - "Морские яхты национального класса «Л-6». История и современность", Вадима Анатольевича Манухина, которая была выпущена в 2018 году.

Яхты данного класса стали кузницей высококвалифицированных кадров, можно сказать, университетом отечественного парусного спорта. Примечательно, что на строительство этих лодок в Советском Союзе было выделено государственное финансирование. А по окончании строительства все лодки передавались в общественные яхт-клубы. Такой поддержки и стимула для развития парусного спорта в стране не было нигде в мире. Яхты назвали имена рек России. Первой стала яхта "Ангара", другие именовались — "Енисей", "Амур", "Лена", "Нева", "Уссури", "Урал", 13-я по счету выпущенная яхта "Онега". Примечательной стала яхта, с гордым названием "Варяг". Несмотря на солидный возраст, эти яхты и в наши дни совершают дальние плавания и участвуют в соревнованиях.

Так, из Санкт-Петербурга яхты класса "Л-6" доходили до Франции, Польши, стран Прибалтики, Финляндии, Германии, Англии, они были на Белом и Черном морях и даже доходили до Америки. Экипаж каждой из этих яхт гордится своей историей. И о каждой можно снять полнометражный фильм. Сотни увлеченных морем и парусами людей ходили на каждой из них, побеждали и проигрывали, получали бесценный опыт, обретали друзей, получали непередаваемые яркие эмоции и чувство свободы! История их побед складывается из усилий каждого члена экипажа. Все, кто хоть раз поднялся на борт, оставил свой след в их истории, вкладывая в эти яхты свою душу, свои идеи, мысли, руки и советы, часть своей жизни!

Эти яхты не просто инвентарные номера, они не ветхое прошлое. Они наше настоящее, достояние нации, сокровище, которое нужно помогать беречь и хранить для будущих поколений, дети которых должны иметь возможность прислониться к их гладкому деревянному борту, чтобы почувствовать то дыхание моря, которое ощущали все те, кто был до них.

Отмечу, что яхта, которую я хочу перевести из Волгограда в Петербург строилась на той же Ленинградской экспериментальной судоверфи. Тогда проект "Л-6" кардинально поменялся и именно с этой яхты начали строить более мореходные и современные яхты (по меркам 1975 года). Ее именем был назван уже новый проект и все яхты, построенные по нему были названы "алькорами", что также наложило исторический отпечаток.

Теперь понятно, почему вам так важна лодка "Алькор". То есть правильно ли утверждать, что на этих яхтах вы учите ребят из Петербурга, да и не только, наверно, ходить под парусом?

Да. Эти яхты стали еще одной возможностью, доступной каждому желающему, без больших затрат научиться тому, чему не смогут научить ни одни современные яхтенные курсы. Они смогут научить их стать настоящими яхтсменами и моряками.

Как мы поняли, вы яхтсмен и по совместительству фотограф. Расскажите, что вам больше всего нравится в вашей профессии? Что меньше? Как вы совмещаете одно с другим?

На самом деле, моя работа никак не связана с парусом. Яхты и фотография — мои хобби. По образованию я Магистр техники и технологии по специальности "Авиа и ракетостроение". Закончил БГТУ им ДФ Устинова ("Военмех") и работаю в настоящее время в одном из НИИ, а до этого был генеральным директором одного из машиностроительных заводов Санкт-Петербурга. В этом нет ничего романтичного и если я начну описывать свою основную работу, то вам будет скучно.

Яхтами я занимаюсь с 14 лет, как хобби. Иногда это хобби приносит какие-то деньги, но по большей части только тратит их, и в большом количестве. Фотография — тоже хобби, но сформировавшееся позже, с 2013 года. Думаю я могу предположить, что у меня достаточно профессиональный уровень, чтобы меня приглашали, как официального фотографа на некоторые парусные соревнования. Правда судить не мне, если вам интересно, посмотрите на фотоленту в Инстаграм и сформируйте свое мнение.

Одно хобби с другим совмещается великолепно — я фотографирую яхты. В Ассоциации мы издаем свой календарь, и я не настолько хорош, как наши известные яхтенные фотографы, например, Елена Разина, Андрей Шереметьев, но мне нравится то, что я делаю и людям, надеюсь, тоже.

На вопрос, что мне нравится больше или меньше, я не могу однозначно ответить. Для меня все это моя жизнь. Всегда есть неудачи и взлеты, рутина и моменты которые запоминаются надолго...

Как ваша семья относится к вашей профессии? Случалось ли вам долго не видеться из-за частых регат? Как часто вы ходите под парусом?

Мне повезло, близкие относятся к моей профессии и выбору хобби с пониманием. Долго это сколько? Иногда и день — долго. Чемпионат России в нашем классе длится неделю. Так как яхтинг для меня это хобби, то длительных "рабочих" регат, как у профессиональных спортсменов у меня нет. Знаю людей, которые отсутствуют дома месяцами, не очень представляю, как это можно совмещать с серьезными отношениями в семье. Понятно, что есть профессиональные моряки, спортсмены, военные моряки, но это все же другое.

Под парусом мы ходим часто. Летом почти каждый день. В выходные дни проводим любительские соревнования — от тренировочных гонок, до чемпионата России или Санкт-Петербургской Парусной Недели, одной из самых заслуженных и "старых" регат города. Приходите к нам, поучаствуете ;). А Зимой, по крайней мере до covid-19, можно было ходить в чартерные путешествия и соревнования, в Хорватию, Грецию, Италию, Испанию или в Тайланд, куда позволяет время и бюджет.

Есть ли у вас или ваших коллег приметы, суеверия, традиции до и во время хождения под парусом?

У меня серьезных суеверий нет. Правда по дороге в яхт-клуб черных кошек стараюсь избегать. Когда идем под парусом, стараемся просчитывать все риски, опасности. Заблаговременно готовим команду, тренируем различные ситуации — от гоночных ситуаций и теории, до стандартных маневров по подъему упавших за борт, поломкам и их устранению. На приметы и удачу никто не полагается.

Есть приметы погоды, например: "если чайка села в воду, жди хорошую погоду, если солнце село в тучу - ожидай, получишь бучу". Но это уже не является тем, из-за чего кто-то не идет в море. В наше время есть детальные прогнозы погоды и их анализ. В гонках и походах мы полагаемся на профессионализм, знания, умения и сплоченность команды.

Дайте напутствие тем, кто только мечтает стать яхтсменом.

Не оставляйте свою мечту на потом. Мечтаете о море, стать яхтсменом — осуществляйте свою мечту. В Петербурге было и есть огромное количество возможностей ходить под парусом, главное — желание. Обращайтесь к нам в Ассоциацию, мы с радостью научим всех желающих! Вы откроете для себя парус и совершенно другую жизнь, которую, как не удивительно, можно спокойно совместить с привычной вам. Единственным отличием будет то, что вы не останетесь прежним человеком. Вы познакомитесь с ветром.

По условиям шоу «Миллион на мечту», жюри, в которое вошли продюсер, бизнесвумен и мама Яна Рудковская, актриса и блогер Настасья Самбурская, спортивный комментатор Дмитрий Губерниев и предприниматель, основатель косметических брендов Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» Андрей Трубников, должно выбрать того, кто больше других претендентов достоин получить 1 миллион рублей на исполнение своей мечты. Как реагируют судьи на мечты участников проекта, вы можете узнать на телеканале ТВ-3 по пятницам в 19:00.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте