Был или не был: гид по выставке-аллюзии "Шекспир/тайна/400"
Выбрав современный формат выставки, в котором можно взаимодействовать почти со всеми экспонатами, "Шекспир/тайна/400", вслед за московской локацией в особняке Салтыковых-Чертковых, выбирает прекрасное место в Петербурге, на полгода расположившись на набережной Фонтанки, 118 – в Музее-усадьбе Державина – что, несомненно, стало возможностью привлечь больше внимания и к филиалу Всероссийского музея А. С. Пушкина. Для выставки, позволяющей совершить путешествие по особняку, даже открыли ранее недоступный для посетителей коридор, соединяющий части западного корпуса, и проходящий мимо кабинетов научных сотрудников Института русской словесности.
Но не только возможность активно перемещаться по залам, погружаясь в атмосферу XVI века, позволяет оживить серьезные исторические реалии и литературные исследования. Посещение выставки — это 45-минутная экскурсия, во время которой можно будет узнать много нового, и самое главное, несколько возможных версий, которые заставят задуматься о том, кем могли быть написаны шекспировские пьесы и существовала ли такая личность?
Шекспироведы поделились на два лагеря: стратфордианцы — уверенные в подлинности авторства и нестратфордианцы — придерживающиеся обратной позиции. Трудно себе представить, но не сохранилось и единого подлинного экспоната, приналежащего драматургу, а обнаруженное в XVIII веке завещание стало большим разочарованием, ведь ни на одной из 138 страниц не было и слова о рукописях и книгах, зато до малейшей детали были описаны все предметы быта и их дальнейшая судьба.
Мир английского драматурга воссоздан историками, художниками, театроведами и музейщиками. Макет легендарного лондонского театра "Глобус", оригинал которого в свое время перевернул представления о зрелищности, переманив толпу от казней на площади к наблюдениям за театральным действом, встречает гостей в первом же зале. Это один из центарльных экспонатов выставки. Рядом для сравнения как раз расположилась инсталляция, изображающая казнь, превращенную в городскую забаву.
Деревянная двухметровая копия "Глобуса", выполненная театральными художниками специально для выставки-аллюзии, является самым масштабным макетом в мире. Его можно рассмотреть, обойти со всех сторон и заглянуть сквозь рейки одной из миниатюрных лоджий на сцену. В этом же пространстве представлены три самых известных портрета Уильяма Шекспира – последний был обнаружен всего 10 лет назад. То, как на самом деле выглядел Шекспир неизвестно, но подробнее об этом и других фактах – расскажут во время экскурсии. Как и историю еще одно экспоната – кровати, ставшей единственным наследством, оставленным драматургом своей жене. Резная копия удивит своими габаритами - как на ней можно было расположиться? Ответ - опять же на выставке.
Следующей остановкой станет кабинет Державина, ставший центром расследования и представив основные улики. По периметру кабинета расположены шкафы, которые когда-то были книжными стеллажами, а теперь скрывают за своими дверьми портреты всех, кому приписывают возможное авторство шекспировской драматургии. Разбираться в этом вопросе помогут проводники по экспозиции. Для тех, кто предпочитает самостоятельно изучить вопрос - на столе в центре кабинета оставили папки с "Делами" подозреваемых. Здесь можно и задержаться ненадолго.
Продолжение выставки – этажом выше, пройдя зал с графическими работами из серии "Гамлетйорики" Юлии Бугуевой, зритель попадает в интерактивное пространство, вдохновленное Сонетом №5.
И только аромат цветущих роз -
Летучий пленник, запертый в стекле, -
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.
Ароматный проект создан основателем парфюмерного ателье - Вероникой Бруховецкой. Пятнадцать флаконов, напоминающих емкости для снадобий, названы именами пьес Шекспира, и наполнены оригинальными ароматами, "услышать" которые можно откупорив крышку. Определенно, что запахи Средневековья трудно назвать приятными, поэтому организаторы выставки решили не отпугивать гостей и создали живые запахи, напоминающие о растениях и цветах, земле, море, пыли, и даже любви.
Дальше – атмосферный кинотеатр. Здесь можно разместиться на стульях или в деревянных лодках, пришвартованных прямо в зале. В затемненном пространстве транслируется черно-белое кино первой декады XX века. Фильм режиссера Джеймса Блэктона основан на пьесе "Сон в летнюю ночь", но, в отличие от 4-часовой театральной постановки, продолжается всего 11 минут. Экранизация не утомляет, а скорее забавляет.
Заключительная часть проекта вызвала самый живой интерес. Почта Джульетты создана по аналогии с главным пристанищем влюбленных и туристов в Вероне, и приглашает к написанию признания. Его можно сделать на крафтовой бумаге, пером и чернилами, после чего письмо будет перевязано холщевой веревкой и заклеено сургучной печатью. Основной фокус в том, что послание действительно отправят почтой в Верону, и спустя время отправитель сожет получить ответ, о котором организаторы выставки сообщат. Здесь же гости подписывают поздравительные открытки, выпущенные ограниченной серией к выставке совместо с "Почтой России". Эти открытки можно адресовать родственникам или друзьям, которые живут в других городах страны. Для того, чтобы их отправить, необходимо указать адрес получателя и опустить в специальный ящик, установленный на выставке.
В пространстве экспозиции будут проходить квесты, а также, возможны тематические лекции. Экскурсии начинаются каждый час. На первом этаже находится буфет, на время выставки, работающий в режиме анти-кафе – здесь угощают чаем и кофе в неограниченном количестве.
Резюмируя, хочется отметить, что успех выставки связан не только с экспозицией, а напрямую зависит от искусства экскурсовода. На открытии "Тайны/400" проводником в шекспировский мир стала идейный вдохновитель и куратор проекта, Мария Милютина. Увлеченная одной из главных литературных тайн, она наполнила выставку необходимой атмосферой и жизнью. Надеемся, этим же талантом наделена команда молодых экскурсоводов, которая будет сопровождать гостей каждый день.