19 октября 2016 10:00      7247   Виктория Москалева

Два капитана на "арктическом скитальце": почему стоит посмотреть фильм "Ледокол"

История о силе духа, мужском характере и героизме собрала сильную команду кинематографистов. Вот только, подобно судну, картина "уклонилась от курса", взятого на жанр фильма-катастрофы, в сторону масштабного, но при этом авторского кино, заточенного на образы и конфликты героев.
Читать в полной версии

В основе сюжета "Ледокола" судьба судна "Михаил Сомов", которое в 1985 году оказалось зажатым между льдами и вынуждено было провести в дрейфе 133 дня, вблизи побережья Антарктиды. Всё это время на его борту команда моряков и полярников ждала помощи, а запасов провизии и топлива с каждым днем становилось все меньше.

Тизер картины, впервые появившийся в сети год назад, за два дня набрал около 1,5 млн. просмотров, что закономерно для кино заявленного формата. Но, когда сценарий построен на реальных событиях подвиге, вписанном в историю страны, в которой снимается фильм, – критики и зрители особенно строги. 

Не документальное кино

Чтобы перестать искать промахи и исторические несоответствия, самым внимательным и критично настроенным зрителям, стоит с самого начала напомнить себе, что на экраны выходит художественное кино, которое лишь частично отражает события 30-летней давности и не претендует на документальность. Тем более, что документальная лента под названием "Западня для ледокола. Антарктида" появилась еще в 2007 году.

Создатели "Ледокола" сознательно изменили имена  судна (Сомов/Громов) и героев. По вынужденным обстоятельствам съемки проходили на атомном ледоколе, вместо дизель-электрохода. А главная сюжетная линия противостояние двух капитанов (даже не сталкивающихся на судне во время реальных событий), задумка сценаристов, которая, как любая конфликтная ситуация, позволила обеспечить необходимый накал, обнажить драматизм и проявить характеры героев.

В непривычном для себя формате режиссера блокбастера выступил Николай Хомерики, которому в начале карьеры довелось ассистировать команде Филиппа Гарреля, получить приз Каннского кинофестиваля за собственную короткометражку, выбрать для режиссерской работы жанр арт-хаусного кино, а позднее выступить и в качестве актера, в литвиновской "Последней сказке Риты".

"Повесть о настоящем человеке"

Сюжет "Ледокола" начинается с истории о том, как харизматичный и решительный капитан "Михаила Громова", Петров (в исполнении Петра Федорова), несмотря на риски, пытается спасти упавшего за борт полярника. После случившегося, Петрова отстраняют от должности и отправляют на ледокол нового капитана — Савченко (Сергей Пускепалис). Моряки не готовы принимать назначенного сурового и принципиального командира, да и сам он не ждет их одобрения. Савченко действует по уставу и пресекает все идеи о самостоятельном выводе корабля из вынужденного дрейфа.

А между тем, команда собралась отменная: второй помощник капитана, колоритный Банник — в исполнении Виталия Хаева; герой Александра Яценко — искренний Цимбалистый, потерявший голос во время спасательной операции; молодой вертолетчик и цоевский фанат — абсолютно попавший в свое амплуа, актер Александр Паль. Совершенно разные, но каждый по-своему обаятельный, герои получились именно такими, от которых обычно, одновременно не ждешь и ждешь подвига.

Пока прибывший Савченко выстраивает свои порядки на судне, видя в прежнем капитане виновника ледяного плена, ситуация оказывается почти безвыходной, а сводящая с ума неизвестность, требует идти на компромисс. Всё. Спойлеров больше не будет. Скажем, лишь, что кино о настоящих мужчинах не может обойтись без женских героинь, ждущих на "Большой земле". Журналистка Люда (Ольга Смирнова), жена Петрова, собирается подать на развод, но по-прежнему любит мужа, и тем самым добавляет истории драматизма, а молодому капитану симпатии зрителей. В роли жены Савченко, Галины, Анна Михалкова. Образ жесткого, бескомпромиссного нового капитана смягчается, как раз благодаря ее истории. Галина, без каких-либо вестей о судьбе мужа, в одиночку сражается за жизнь их будущего ребенка.

В желании наделить кино атмосферой времени, Николай Хомерики, каждый вечер устраивает на судне киносеансы с единственным фильмом, "Бриллиантовая рука", реплики из которого моряки знают наперед, не переставая при этом смеяться над непутевым героем Никулина, Семен Семенычем, чьим именем в итоге и называют неотступающий "айсберг". В каюте висит календарь с изображением Аллы Пугачевой, соседка Петровой просит привезти дефицитные колготки, Савченко обвиняют в спекуляции детскими ползунками, Кукушкин поет про "алюминиевые огурцы". Но главным свидетельством эпохи становится категорический отказ обратиться за помощью к западным службам, которые могли бы сразу придти за советскими героями. Без актуальной политики "Ледокол" не обошелся. Но и на то есть причины  такова была реальная история страны.

От Мурманска до Севастополя

Масштабные съемки фильма проходили с марта по июль, в Мурманске, Санкт-Петербурге, Кировске (Мурманская область) и Севастополе, где, как признаются актеры, пришлось снимать самые тяжелые сцены при 30 градусной жаре. В качестве основного судна использовали, пришвартованный в Мурманске, атомный ледокол "Ленин", который с помощью парафиновой системы покрывался бутафорскими наледью и снегом.

Консультировал проект, находясь рядом на протяжении всего съемочного процесса, Юрий Настеко – полярник и бывший капитан "Михаила Сомова". Прототипом героя Петра Федорова стал Валентин Филиппович Родченко  капитан ледокола во время его дрейфа в 1985 год, удостоенный звания Героя Советского Союза. Актеру удалось встретиться с Родченко, перед началом сьемок. По словам создателей фильма, Валентин Филиппович остался доволен результатом, но признался, что является скорее смежным героем между двумя капитанами.

Кино о доме

Николай Хомерики cчитает, что благодаря таланту актерской команды, когда  в какой-то момент каждый сам стал понимать своего героя, режиссеру удалось уйти на второй план и сосредоточиться на сюжете картины. А еще Хомерики признается, что не понимает, почему говоря о фильме, некоторые вспоминают "Титаник" Кэмерона, Сам режиссер, в шутку сравнивает "Ледокол" с "Космичесской одиссеей" Кубрика, которая ближе "Ледоколу" по интровертности и духу.

Для Петра Федоров, "Ледокол" — является напоминание о доме, в который всегда хочется вернуться. Названный актером, фильмом-расставанием, заставляющим задуматься о самом главном, что есть в жизни любого человека – семье и близких. Федоров считает, что картина раскрывает центральную тему русской классики — тему бунта, через смирение, выявляющей характер.

А Peterburg2 задумался о российском кино. О возможном таяние льдов. О мнении зрителя, которое у каждого свое. И просто решил напомнить, что "Ледокол" выходит в прокат 20 октября.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте