20 апреля 2015 12:09      10890   Мария Кучер

Хелависа: "Весна - хорошее время для большого концерта"

Апрель в клубе "Космонавт" завершится весенним шоу: 26-го числа в Петербург приезжает группа "Мельница" с концертом "На пороге весны". Один из флагманов отечественного фолк-рока, "Мельница" уже давно стала частью музыкального Олимпа. Peterburg2.ru поговорил с солисткой группы Хелависой о творчестве, путешествиях и видах искусства.
Читать в полной версии

Говорят, с годами процесс творчества меняется, как и сам творец. Для вас что изменилось за эти годы?

Я стала более уверенной в своих силах как текстовик и композитор, я могу "алгеброй гармонию поверить", найти те технические средства для выражения пресловутой "магии", которые внешне незаметны, но без которых голое вдохновение работать не будет. И еще очень важно: я научилась не ждать вдохновения, а постоянно его приманивать, постоянно работать со своей музой.

Какие вещи вы считаете необходимыми для творчества? Без чего бы вы никогда не смогли заниматься музыкой?

Необходимо собственное личное пространство музыканта, в идеале - домашняя студия, в которой можно просто закрыться от всего окружающего мира и спокойно возиться, скажем, с новым текстом или со своей партией инструмента в песне ровно столько, сколько это нужно. Это опять же к слову о том, что ждать вдохновения - порочная практика, необходимо каждодневные занятия.

Не кажутся ли вам занятия фолком или старинной музыкой более "интеллектуальными"? Как вообще соотносятся у музыканта талант и ум?

Да, все музыканты, работающие в этом жанре, обязаны прекрасно разбираться в истории своего инструмента, истории эпохи, соответствующих танцах и прочем. Но с другой стороны, плох тот рок-барабанщик, который не интересуется, скажем, историей и контекстом блюзов Миссисипи 30-х годов. Это все называется "профессионализм" - без привязки к конкретному музыкальному течению.

Для музыканта важен жизненный опыт? Или же достаточно таланта?

Я думаю, это очень индивидуально, и вопрос даже более относится к сочинителям текстов, нежели к музыкантам.

В своем творчестве вы обращаетесь к поэзии разных времен и эпох – и Серебряный век, и зарубежная поэзия, и авторская, и ваши собственные стихи. Каким образом вы выбираете стихи для своей музыки?

Я в основном писала песни на стихи классических поэтов, когда считала, что сама к написанию текстов не очень способна. Я выбирала те тексты, которые мне сразу же по прочтении хотелось петь. По мере того, как я оттачивала собственное умение работать со словом, надобность во внешних вливаниях становилась все меньше.

Даже если сейчас что-то не получается, мне легче написать одному из трех регулярных соавторов и попросить: "Смотри, вот тут не хватает половины куплета, оно должно быть примерно вот про это, и хочется вот какого-то такого образа и звука, не поможешь накидать пару строчек?".

Вы обращаетесь к женской поэзии?

У меня есть в репертуаре песня "Богиня Иштар" на стихи Марины Цветаевой. Более того, моя собственная песня "Двери Тамерлана" написана как аллаверды Марине Ивановне и своей ритмической и рифменной структурой точно повторяет стихотворение "Как из моря из каспийского…" из того же скифского цикла, что и "Богиня". Вообще Цветаеву я цитирую довольно много, она близка мне.

У вас есть любимый поэт?

Конечно, это Федерико Гарсия Лорка в переводах Гелескула. Из русских авторов это Николай Степанович Гумилев.

Сейчас интерес к различным музыкальным инструментам становится модным, причем не только у юных людей. Как вы думаете, какое воздействие на человека, далекого от музыки, может оказать близкое знакомство с каким-то инструментом?

Играть на инструменте вообще очень полезно для здоровья. Знаете, развитие мелкой моторики пальцев стимулирует быстрое соображение и способность речевого выражения результатов оного.

Какой у вас любимый музыкальный инструмент?

Гобой в барочной музыке. Он говорит человеческим голосом.

Какой вид искусства, кроме музыки, вам наиболее близок? Почему?

Литература, конечно.

Как вы относитесь к синтезу видов искусства? Скажем, когда концерт приобретает элемент театра.

Я считаю, что за синтезом - будущее. Для меня очень важна визуальная и концептуальная составляющие шоу. Очень уважаю эксперименты, которые ведет Аскольд Запашный в качестве главного режиссера новогодних шоу, которые братья каждый год ставят в Лужниках. Там есть, конечно, и цирк, и сложнейшая работа со светом, и сюжетный театр, и живая музыка.

 

 

На площадках какого масштаба вы предпочитаете выступать? В одном из интервью вы назвали себя "клаустрофобом"…

Да, я социопат и клаустрофоб, мне необходим хороший потолок и достаточно большая сцена, где зрители не сидят у артистов на головах. Мне нравятся и хорошие ДК и филармонии в регионах, и большие комфортные клубы.

Также вы не раз упоминали о своей любви к путешествиям. В каких странах вы больше всего любите бывать? Есть ли среди них та, что стала источником вдохновения?

Я очень люблю Грузию, но вот песни лучше всего пишутся на Манхэттене! Летом мне предстоит поездка в Японию, "посмотрим, что это за Сухов".

Ваша программа в Петербурге называется "На пороге весны". Вы ощущаете себя как-то по-другому в это время года?

Весна - хорошее время для большого концерта. Это время завершения большого тура, программа накатана, все музыканты в прекрасной творческой форме, можно шалить и веселиться.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте