22 декабря 2020 14:06      153017   Вера Любина

Как снимали фильм «Последний богатырь: Корень зла»

В конце декабря на экраны кинотеатров выходит продолжение российской сказки Disney «Последний богатырь: Корень зла». Рассказываем подробнее о том, как создавался фильм, о прототипах главных героев в русском волшебном фольклоре, о впечатлениях актеров от съемочного процесса, а также о новых технологиях, которые применялись на съемках сказочного приключения Disney.
Читать в полной версии

«Последний богатырь: Корень зла» – новый фильм Disney, Yellow, Black and White и Телеканала «Россия», который продолжает веселую приключенческую киноэпопею «Последний богатырь», вышедшую на экраны в 2017 году. Снятая на материале русских народных сказок и былин, но с голливудским размахом, картина представляет увлекательный сюжет, разворачивающийся одновременно в сказочном Белогорье и современной Москве. Перемещаясь из выдуманной древности в настоящий мир, герои совершают подвиги, побеждают нечистую силу и поддаются чарам, не признающим ни временных, ни географических границ.  

CЮЖЕТ ФИЛЬМА: СКАЗКА И ЖИЗНЬ

Иван Найденов, в прошлом – телезвезда, участник популярного шоу экстрасенсов, еще в начале первого фильма круто меняет свою жизнь, «провалившись» в выдуманный мир – сказочную страну Белогорье, населенную былинными героями, ведьмами, волшебниками и разного рода нечистью, часто выступающей, вопреки ожиданиям, на стороне людей. 

Если в первом фильме Иван только погружался в сказочную среду, постепенно убеждаясь в реальности ее существования, то теперь он настолько сроднился с Белогорьем, что перетащил в свою новую, «волшебную» жизнь, «чудеса» из дня сегодняшнего, от робота-пылесоса до микроволновки, музыкальной колонки, кофе-машины и прочих гаджетов. Он даже успел приучить к достижениям цивилизации свою бойкую и бесстрашную невесту Василису. Но пока Иван победил только в борьбе за ее сердце. За руку красавицы ему еще предстоит сражаться – и с воинственным соперником, и с коварной злодейкой, которой суждено сыграть в судьбе Ивана неожиданную, роковую роль. 

ИДЕЯ ФИЛЬМА

Идея «Последнего богатыря», в своем первоначальном варианте, была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссеру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало – «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже – в партнерстве с Yellow, Black and White. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, «взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом».

В новом фильме, продолжающем историю «Последнего богатыря», развиваются не только характеры героев – развиваются обстоятельства, в которых проявляются их характеры, подчас самым удивительным образом, обманывая зрителей в ожиданиях и преподнося сюрпризы.

СКАЗКА VS БЫЛИНА

Среди источников мифологии «Последнего богатыря» сказки и былины присутствуют на равных, но это не понятия-синонимы. Из былин, в которых богатыри бились с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, нечистая сила перекочевала в сказки, где сражаться с со злодеями и чудищами – и их побеждать – приходилось уже простым людям. Общего в них было –  хэппи энд, который в более древних народных сказаниях – так называемых быличках или бывальщинах – никто не гарантировал, а чудеса, творимые нечистью, представлялись былью. Создатели «Последнего богатыря», таким образом, соединили сказки с былинами, переделав их на современный лад. Сочиняя спин-офф старой сказки, они подчинили сюжет современной логике, наделив чудовищ вполне человеческими свойствами характера, а людей наградив сверхъестественными талантами.

ГДЕ И КАК СНИМАЛОСЬ БЕЛОГОРЬЕ

Если в первом фильме Белогорье снималось в основном в предгорьях Кавказа, то «Последний богатырь: Корень зла» потребовал более широкой географии съемок, «чтобы было интереснее следить за героями, которые непрерывно путешествуют, чтобы максимально разнообразить пейзаж», – говорит Дмитрий Дьяченко.

Герои непрерывно перемещаются во времени и пространстве, спускаются под землю и поднимаются в воздух – и в выборе локаций чувствуется тоже сказочный, или, скорее, голливудский масштаб: съемочная группа перемещалась между Подмосковьем, Карелией, Пермским краем и снова Кавказом, где недалеко от Сочи, в Сочинском Национальном Парке были найдены захватывающие дух горные панорамы и живописные реликтовые леса. По словам художника-постановщика фильма Григория Пушкина, «на юг мы отправились с целью найти роскошную фактуру, которой нет в нашей полосе. В прошлый раз, когда мы готовились к первому фильму, поиск был удачным, и сейчас мы постарались найти локацию где-то примерно в том же регионе, но в другом месте – нам не хотелось повторяться…»

Город в Белогорье, где, провалившись в сказочный мир, впервые обнаруживает себя Иван, и где происходит значительная часть действия второго фильма, построили под Москвой, в районе Химок. Григорий Пушкин добавляет: «Было очень трудно найти подходящее место, чтобы выстроить на нем Белогорье. Это должен был быть реальный ландшафт, с горками и отсутствием на горизонте современных домов. Нам просто повезло – мы нашли такое место, и все построили с нуля.  Частично фильм снимался там, под Москвой, частично на студии, в декорациях».

О процессе создания столицы сказочной страны рассказывает 3-D художник Максим Ваваев: «Мы разработали программу, которая позволила нам сначала конструировать элементы для домов, потом – дома из этих элементов, а потом уже весь город, начиная с самый маленьких невзрачных домиков, до больших красивых трехэтажных дворцов с разноцветными крышами. Все как в жизни – чем ближе к центру, тем выше и богаче, чем дальше – тем попроще. Вручную сделать такую работу невозможно, и мы прибегали к технологиям, которые позволили нам автоматизировать процесс. Это процедурное моделирование, с помощью нейронных сетей, в результате которого появляется живой город – с домами, улицами, деревьями, колодцами, коновязями и так далее. Там не должно было быть повторяющихся домов – они могут быть похожими, с повторяющимися элементами, но каждая постройка уникальна».

По степени сложности компьютерной графики, созданной для фильма, картин, равных фильму «Последний богатырь: Корень зла» в России пока нет.  Рассказывает Анатолий Тур, арт-директор визуальных эффектов: «Обычно у нас есть кадр, в который мы вставляем трехмерного анимированного персонажа. Тут же мы столкнулись с тем, что для одного кадра часто нужно было совмещать два или три изображения. Например – есть актриса, которую сняли на хромакее, есть панорама города, над которым она пролетает, и нужно совместить изображения с двух камер. Они не совпадают, нужно их подобрать. К тому же, мы применяли абсолютно новый для нас вид оборудования – на съемках этого фильма было много панорамных съемок с использованием коптера. За коптер на съемках отвечали два человека. Один управлял камерой, которая на нем установлена, второй – собственно коптером. И синхронизировать их действия было очень сложно, приходилось учиться в процессе. Но результат мне нравится!»

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте