07 июня 2022 13:31      6885   Кристина Мосина

Как вернуть уплаченные деньги, если страна, в которую планировалась поездка, закрылась для туризма

С начала марта 2022 г. в связи с политической обстановкой в мире большое количество стран закрыло свое небо для самолетов российских авиакомпаний. Среди них страны Евросоюза, США, Канада и другие.
Читать в полной версии

(ThePixelman с сайта Pixabay)

Под угрозу попали приобретенные россиянами через туроператоров зарубежные туры, а также авиаперелеты по заранее купленным билетам.

Казалось бы, ситуация является простой – потребовать от туроператора вернуть деньги за отмененный тур. Вместе с тем, на практике россияне получают отказы таком возврате. Взамен предлагается перечислить деньги на специально открытые депозиты, деньги с которых можно потратить только на приобретение другого тура у данного туроператора либо выбор альтернативного маршрута.

Как быть в сложившейся ситуации туристам, ставшим заложниками ситуации? Можно ли вернуть деньги? Ответы на эти вопросы содержатся в законодательстве, которое не во всех случаях позволяет возвратить уплаченные деньги в полном объеме.

В деталях ситуации разбирается юрист юридического бюро "Григорьев и партнеры" Михаил Волков.

Как вернуть деньги за отмененный тур?

Права туристов при взаимоотношениях с туроператором регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Исходя из названных законов, если тур отменен из-за закрытия неба либо границы страной, выбранной для отпуска и туроператор не имеет возможности исполнить свои обязательства, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, поскольку это будет являться невыполнением условий договора о реализации туристского продукта туроператором.

Вместе с тем, возникшая ситуация может быть признана судом обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, следствием чего является, во-первых, право любой из сторон отказаться от исполнения договора, во-вторых, право туроператора удержать часть уплаченных денег в качестве компенсации фактически понесенных расходов.

При требовании туриста о возврате уплаченных денег, туроператор имеет право сослаться на п. 3 ст. 781 ГК РФ, который предусматривает, что в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист возмещает туроператору фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг. Это в значительной степени может сократить размер выплат по иску туриста, если указанные расходы будут подтверждены документально.

В опубликованной 07.04.2022 Роспотребнадзором информации туристам рекомендуется прибегнуть к процедуре изменения договора (изменить маршрут или даты) во избежание удержания туроператором суммы фактически понесенных расходов.

Если же турист твердо намерен возвратить уплаченные за тур деньги, даже с учетом возможного удержания фактически понесенных расходов, то алгоритм действий следующий.

Что нужно сделать?

Шаг первый: определить с кем заключен договор о реализации туристского продукта – с туроператором или турагентом.

Туроператор – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Иными словами, под туроператором понимается организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов, а также их продвижением и продажей.

Турагент – это юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, действующий по поручению и на основании договора с туроператором, сформировавшим туристский продукт. То есть турагент является посредником, занимающимся продажей сформированных туроператором туров. Турагент также может приобретать у туроператора туры и продавать их туристу за комиссионное вознаграждение туроператора.
Установить с кем заключен договор реализации туристских услуг можно из «шапки» договора, в котором указаны его стороны: туроператор или турагент.

По общему правилу, вне зависимости от того, с кем туристом заключен договор, ответственность несет именно туроператор. Если турагент в отношениях с туристом действует от собственного имени, то он может быт привлечен к ответственности перед туристом только в пределах суммы агентского вознаграждения.

Таким образом, предъявлять требования стоит либо только к туроператору, либо и к туроператору, и турагенту. Не рекомендуется предъявлять требования только турагенту ввиду ограниченности его ответственности.

Шаг второй: установить, расторгнут ли договор оказания туристских услуг с туроператором (турагентом).

По общему правилу, договор можно считать расторгнутым только после получения уведомления об отказе от его исполнения по адресу регистрации туриста (или почтовому адресу, указанному в договоре).

Юридическая сила переписка в мессенджерах, социальных сетях, на интерне-сайте, может быть не признана надлежащим уведомлением об отказе от исполнения договора, если такая возможность прямо не указана в договоре.

Следовательно, в случае получения уведомления об отмене тура указанными в предыдущем абзаце способами, следует попросить туроператора (турагента) направить по месту регистрации или почтовому адресу письменный документ об отказе от исполнения договора.

Вместе с тем, скан уведомления об отказе от договора (отмене тура), направленный с официальной почты туроператора (турагента), может быть признан надлежащим уведомлением.

В случае если такой отказ не был направлен, но турист понимает, что тур не сможет состояться в связи с «закрытием» страны, выбранной для отдыха, он может самостоятельно направить по юридическому адресу турагента (туроператора) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с указанными обстоятельствами.

Шаг третий: направить не позднее 20 дней со дня окончания действия договора (отсчитываемого с момента получения уведомления об отказе от договора либо момента возврата письма) по юридическому адресу туроператора досудебную претензию с требованием о возврате уплаченных за тур денежных средств. Следует отметить, что переписка с туроператором в социальной сети, приложении либо на интернет-сайте не может быть признана соблюдением досудебного порядка урегулирования, что повлечет возвращение иска судом.

Шаг четвертый: если туроператор откажет в возврате денег либо в течение 10 дней с момента получения досудебной претензии ответа не последует, турист вправе обратиться в районный суд общей юрисдикции по месту своей регистрации с требованием о возврате уплаченных по договору денежных средств, неустойки в размере 3% за каждый день просрочки, штрафа в размере 50% от удовлетворенных требований, морального вреда.

Таким образом, в связи с отменой тура турист вправе требовать от туроператора возврата уплаченных денежных средств. Вместе с тем, если отмена тура будет признана связанной с обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает, возврат денежных средств может быть осуществлен не в полном объеме (с удержанием фактические понесенных туроператором расходов).

Как возвратить деньги за отмененный рейс?

Сложившиеся с авиакомпанией правоотношения регулируются Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

При отмене рейса авиакомпании взамен возврата денег зачастую предлагают пассажиру ваучеры, по которому пассажир в будущем сможет приобрести у выдавшей его авиакомпании билет на другой рейс.

Так, можно ли вернуть деньги за билет на самолет? Отказ авиакомпании в возврате денег является незаконным и не может быть заменен ваучером при отсутствии согласия пассажира на такую замену.

В случае отмены рейса, указанного в авиабилете, отказ пассажира от перевозки признается вынужденным отказом. При этом пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо часть суммы за участок, на котором перевозка не была осуществлена.
При вынужденном отказе не имеет значения вид билета: возвратный либо невозвратный. Авиаперевозчик в любом случае будет обязан возвратить уплаченные деньги.

Для возврата уплаченных денег за авиабилет пассажиру необходимо предпринять следующие действия.

Что нужно сделать?

Шаг первый: направить по юридическому адресу авиакомпании досудебную претензию с требованием о возврате стоимости билетов. По аналогии с досудебной претензией туроператору, направление претензии в приложении, социальной сети, либо интернет-сайте не будет считаться соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Шаг второй: если авиаперевозчик отказал в возврате денег, либо в течение 30 дней с момента получения досудебной претензии ответа не последует, пассажир вправе обратиться в районный суд общей юрисдикции по месту своей регистрации с требованием о возврате уплаченных за приобретение билета денег, неустойки в размере 3% за каждый день просрочки, штрафа в размере 50% от удовлетворенных требований, морального вреда.

Следовательно, пассажир вправе как согласиться на предлагаемый авиакомпанией ваучер, в качестве компенсации за отмену рейса, так и потребовать возврата всех уплаченных денег.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте