28 марта 2013 15:32      8223

Легенда №17. Развенчание канадского хоккейного мифа

История побед и поражений великого хоккеиста Валерия Харламова, который стал легендой еще при жизни. Легендой номер «17».
Читать в полной версии

Фильм «Легенда № 17» в кино с 17 апреля.

В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Нина Усатова, Борис Щербаков, Алехандра Грепи, Дарья Екамасова, Гетц Отто, Даниэль Ольбрыхский и др.

2 сентября 2012 года исполнилось 40 лет эпохальной хоккейной Суперсерии СССР–Канада. Именно в 1972 году впервые в истории хоккея прошла серия матчей между хоккеистами сборной СССР и канадскими профессионалами из НХЛ.

Эти матчи очень ждали как в Канаде, так и в СССР: канадцы рвались доказать, что их профессионалы – сильнейшие хоккеисты планеты, а советские спортсмены в свою очередь – что их успехи на Чемпионатах мира и Европы не случайны.

Хоккей всегда был национальной гордостью Канады, и до 1950-х годов родоначальники «игры настоящих мужчин» не знали себе равных. Но с блестящего дебюта сборной СССР на Чемпионате мира 1953 года началось победное шествие советского хоккея. Наша сборная была триумфатором 9 Чемпионатов мира подряд и неоднократно лидировала на Олимпиадах, завоевав грозное прозвище «Красная машина».

Но в Канаде феноменальные успехи сборной СССР старались не замечать и комментировали так: Чемпионаты мира и Олимпиады неполноценны, ведь на этих соревнованиях за Канаду не играют профессионалы из НХЛ. Вот если бы сборная СССР встретилась со сборной Канады, составленной из профессионалов, то тогда… И долгожданный миг настал 2 сентября 1972 года в Монреале, куда советская команда прибыла под руководством  Всеволода Боброва, по стечению обстоятельств незадолго до этого сменившего на посту тренера сборной Анатолия Тарасова.  

За игрой наблюдали более 25 млн. канадцев и американцев, а также миллионы любителей хоккея по всему миру. Смотрели игру – правда, не в прямом эфире – и около 100 млн. телезрителей в СССР.

Матч начался в 19:15. Забитый до отказа многотысячный монреальский «Форум» поддерживал канадскую команду... Уже через 30 секунд после стартового вбрасывания Фил Эспозито послал шайбу в ворота Владислава Третьяка. На 7-ой минуте Бобби Кларк выиграл вбрасывание, передал шайбу назад Полу Хендерсону, и тот забросил ее в наши ворота. Под сводами стадиона зазвучал исполняемый органистом похоронный марш. Казалось, самоуверенные прогнозы канадцев сбываются: столкнувшись с жесткой и бескомпромиссной игрой хозяев льда, «Красная машина» разладилась… Но так казалось лишь поначалу. Уже в первом периоде наши хоккеисты сравняли счет. А во второй 20-минутке сборная СССР вышла вперед благодаря двум голам Валерия Харламова. По окончании периода канадцы катились в раздевалку с опущенными головами… После перерыва они предприняли очередной штурм ворот Третьяка, и Кларку удалось забить. Но для советских спортсменов было делом техники довести матч до победы. И они победили, причем с разгромным счетом – 7:3.

Это была не просто виртуозная победа в сложнейшем матче, это был триумф наших хоккеистов, советской школы, всей страны и рождение скоростного и техничного, умного и жесткого хоккея. Того хоккея, который мы видим и любим и сегодня.

Одним из главных героев первого матча Суперсерии стал Валерий Харламов, чье имя отныне гремело на весь мир. Говорят, на следующее же утро молодому нападающему предложили миллион долларов за переход в НХЛ. «Без Петрова и Михайлова согласиться не могу», - в шутку ответил 17-ый номер. И еще почти 10 лет Валерий Харламов играл за свою страну, неоднократно дарил ей победы на Олимпиадах и Чемпионатах мира и ушел непокоренным, оставаясь на вершине…  

Факты

  • Съемки «Легенды № 17» начались в середине июня и длились до конца сентября 2011 года, а в феврале 2012 года были досняты зимние сцены. Снимали в Москве, Электростали, Минске, Новополоцке, Бобруйске и в испанском Питильясе под Памплоной.
  • В сцене бега с быками участвовало восемнадцать животных, включая настоящего боевого быка, который разносил в щепы все на площади. Для съемок этого эпизода в течение 4 дней пришлось установить практически по всему городу специальные тройные ограждения. На съемочной площадке дежурил усиленный наряд полиции, «скорые» и пожарные.
  • Хоккейную форму шили специально для фильма. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах. Для  фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. Все лезвия для коньков пришлось изготавливали   специально для фильма, т.к. современные  коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты 60-ых, 70-ых годов. Их прикрепляли к современным ботинкам, «задекорированным» под модели той поры. Хоккеистов, привыкших к современным конькам, пришлось переучивать, чтобы они не только уверенно катались, но и могли играть на коньках старого образца.
  • Многие трюки в фильме выполнялись исполнителями ролей, которых около четырех месяцев обучали основам хоккейного катания и хоккейной игры. Данила Козловский, ежедневно ходил на тренировки и на лед, и в спортзал и результате он не только выполнил, но даже  придумал ряд хоккейных комбинаций – например, усложнил и сделал визуально более ярким решение одного из своих забитых голов - сцены с так называемой «испанской шайбой».
  • Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начале».
  • Канадских хоккеистов играли, в том числе, несколько профессиональных канадских спортсменов, которые специализируются на работе в хоккейных фильмах. Но главных канадских хоккеистов сыграли немец Гетц Отто (зрители знают его по «Списку Шиндлера» Стивена Спилберга и «Завтра не умрет никогда») и наш бывший соотечественник, а ныне американец, Андрей Рунтсо.
  • Близкие Валерия Харламова исполнили небольшие роли в фильме: сын Александр, сам – профессиональный хоккеист, сыграл хоккеиста «Звезды», а у сестры Татьяны Борисовны камео вахтерши в «Лужниках».
  • Во время работы над некоторыми сценами использовались от  четырех, до десяти камер. Для того чтобы воплотить визуальную идею оператора-постановщика Ирека Хартовича и режиссера Николая Лебедева об изменениях в жизни Харламова, использовались несколько типов камер и пленки. Ранние годы снимались на 16-миллиметровую пленку, годы расцвета – на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который должен был резко отличаться от изображения в СССР, снимали на цифровые камеры. Специально на съемочную площадку была привезена камера Phantom, которая способна замедлять изображение в десятки раз. Эффектные кадры были получены с помощью миниатюрных GoPro камер, которые устанавливались на клюшки, на шайбы, на тело игроков – задействовано было все.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте