14 ноября 2017 11:58      5195

Ольга Васильева, Лилия Бурдинская и Константин Кейхель о конкурсе молодых хореографов в рамках CONTEXT. Diana Vishneva

Конкурс хореографов – ключевое событие фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva. За всю историю Конкурса многие талантливые хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Еревана смогли получить экспертную оценку Дианы Вишнёвой, Ханса ван Манена, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко, Самуэля Вюрстена и Матса Эка. Что особенно приятно – три года из четырех победу одерживали именно петербургские хореографы. В преддверии Вечера молодых хореографов CONTEXT Lab поговорили с Ольгой Васильевой, Лилией Бурдинской и Константином Кейхелем о том, какую роль сыграл конкурс в их жизни.
Читать в полной версии

The Room, Ольга Васильева

Расскажите немного о постановке, с которой вы участвовали в конкурсе в рамках фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva.

Ольга Васильева: Постановка "The Room" была создана специально для фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva на музыку итальянского композитора Ezio Bosso. К моему счастью, мне удалось поработать с прекрасными танцовщиками – Володя Варнава, Полина Митряшина, Костя Кейхель и Саша Челидзе. Отличная команда, все мы молодые хореографы из Петербурга. В этой работе для меня важна идея объединения и поддержки. Человеку нужен Человек – такой хештег.

Лилия Бурдинская: На фестивале я показала две работы, первая, "Forest" была поставлена на музыку Мередит Монк "Forest Questions". В то время я много времени проводила в лесу, снимая видеоминиатюры. Лес всегда кажется мне загадочным и неоднозначным, таинственным, волшебным и пугающим ночью. Я представляла, что мысли и вопросы, которые люди, приходящие в лес, оставляют в нем, перерождаются в существ, которые продолжают жить после их ухода. Запоминающейся деталью моей работы были маски на танцовщиках, полностью скрывавшие их лица. Эти маски состояли из мерцающих цветов, связанных в ручную. Для меня была важна сложная композиция непрерывного танца.

Вторая моя постановка называлась "Inner V." Она сильно отличалась от первой и была посвящена вопросу "слышат ли глухие люди звук своего внутреннего голоса?". Я использовала настоящий язык жестов, который переплетался с вымышленным языком жестов, таким образом эту работу можно было в буквальном смысле "прочитать".

В тот год я выпускала работы с сильным желанием привлечь слабослышащего зрителя в танцевальный театр. Моя вторая работа была показана на фестивале вне конкурсной программы, как завершающая конкурсный день. Обе постановки исполнили постоянные танцовщики моей танцевальной компании, с которыми я продолжаю работать по сей день.

Константин Кейхель: Моя работа называлась "Экспонат". Отправной точкой послужил фильм "Клуб безбашенных" (The Bang-Bang Club) про фотографов в ЮАР в неспокойное время начала 1990х. Эта история очень впечатлила меня. Однако я не хотел иллюстрировать сюжет фильма или говорить на политические темы, которые этот фильм затрагивал. Мне импонировала идея показать человека как своеобразный экспонат. Рассмотреть отношения между людьми и мимолетность мгновений в жизни через объектив фотоаппарата.

Вы участвовали в других подобных конкурсах? Чем конкурс в рамках фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva отличается от других?

Ольга Васильева: Вы знаете, я думаю подобных конкурсов в России не существует. Я бесконечно рада быть маленькой частью прекрасного большого фестиваля. CONTEXT – единственный в своём роде, в этом году юбилей – 5 лет. Я от всей души поздравляю всю команду и лично Диану Вишневу с этим событием. Ура! На мой взгляд, от других фестивалей CONTEXT отличается творческой доброжелательной атмосферой и организацией на высшем уровне. Он дает озможность показать свою работу профессиональному жюри и широкой публике. Победитель получает грант на стажировку. На мой взгляд, это действительно очень важно, есть продолжение, есть развитие.

Ольга Васильева

Лилия Бурдинская: До CONTEXT я никогда не участвовала в конкурсах хореографии. Вся профессиональная жизнь с момента поступления в школу – это бесконечный конкурс: примут ли постановку на фестиваль, удастся ли получить грант, подписать контракт. Судить хореографию очень трудно, я доверилась только Диане Вишневой, потому что всегда верила в ее профессионализм и бережное отношение к танцу, известное во всем мире. Самым главным отличием от других конкурсов является то, что однажды попав на CONTEXT, победивший в конкурсе, остается в бережных руках Дианы и ее команды. Благодаря моему участию я всегда чувствую связь с фестивалем и присутствие Дианы и ее команды в моей творческой жизни. CONTEXT – это большая и очень талантливая семья, всегда готовая открыть свои двери и вдохновить на новые свершения. А это уникальная ценность, которой могут гордиться немногие фестивали мира. Я очень благодарна за эту связь и за весь тот вклад, который Диана вносит в наши жизни на сцене.

Лилия Бурдинская

Константин Кейхель: До фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva я побывал на Dance – платформе, которую организовал Вячеслав Самодуров в Театре оперы и балета Екатеринбурга. Это тоже очень интересный проект, который многое мне дал.

Основным отличием фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva является возможность получить стажировку за рубежом. Кроме того, большое внимание уделяется образовательной составляющей, мастер-классы, лекции, просмотры видео и дискуссии. Все это помогает обогащаться творческим людям, можно многое смотреть, делиться, удивляться.

Грант на какую стажировку вы получили благодаря победе на конкурсе? Какой опыт вы получили благодаря этому?

Ольга Васильева: Стажировка проходила в "Maslool" – professional dance program, Tel Aviv-Jaffa. Очень скоро мы привезём на фестиваль новую постановку "Choice", покажем ее в Москве и Петербурге. Фестиваль подарил мне удивительную возможность поработать с командой профессионалов и молодыми танцовщиками из Израиля. Наоми Перлов, мой куратор, поддерживала и направляла меня. Безумно интересно общаться и работать с человеком такого большого опыта. Я очень благодарна Наоми за открытость, внимание и доброжелательность ко мне. Я приезжала в Израиль дважды. Первый раз познакомиться и выбрать исполнителей для будущей работы, а во второй раз – создать новую постановку. В течение месяца у меня была возможность погрузиться в работу, познакомиться с танцевальной культурой Израиля, получился очень творческий процесс. Признаюсь, случилось много открытий, стажировка дала действительно бесценный опыт. Спасибо фестивалю CONTEXT, моим исполнителям и команде "Maslool". Проект осуществлён при поддержке посольства Израиля.

Лилия Бурдинская: Гибкость фестиваля – еще одна отличительная его черта. Организаторы искренне хотят подарить именно такой приз, который необходим победителю в конкретный момент. В этом смысле фестиваль может гордиться индивидуальным подходом к победившему. Так было и с моей стажировкой. Мне предоставилась уникальная возможность выбрать ее самой. Я не хотела промахнуться с выбором, а CONTEXT терпеливо ждал моего решения.

Я прошла серьезный отбор на специальную программу danceWEB самого крупного фестиваля современного танца мира в Вене ImpulsTanz. Из многочисленных заявок были отобраны 65 участников из 32 стран. Из России я была одна. Это был грант на внушительную сумму, которая покрывала участие во всех мероприятиях фестиваля на протяжении 5 недель. Единственным условием было привлечение фонда из своей страны, который должен был покрыть часть расходов. Диана и Константин Селиневич не раздумывая поддержали меня в этом.

Таким образом я получила один из самых главных опытов в моем образовании, обучаясь у ведущих деятелей современного танца Европы и Америки таких, как Бенуа Лашамбр, Тино Сегаль, Ксавье Ле Руа, Иво Димчев, Мартин Спонгберг, Мег Стюарт, Жером Бель и многих других. За пять недель я посмотрела 47 спектаклей. Эта поездка изменила меня и дала сильнейший заряд на дальнейшие творческие озарения. Таким образом фестиваль дважды изменил мою жизнь.

Лилия Бурдинская

Константин Кейхель: Я получил грант на постановку своей работы в академии CODARTS, в Роттердаме, за что благодарен Самуэлю Вюрстену. Процесс был очень увлекателен и полезен для меня. Студенты академии были невероятно открыты к поиску и замечательно подготовлены технически. Я посмотрел как устроен процесс в другой академии и многому научился как хореограф. Попал на спектакли Scapino ballet, Nederlands Dance Theater, Het National ballet, посетил различные театры и музеи в Нидерландах. Так что, уезжал вдохновившись, и с желанием поскорее приступить к новой работе.

Константин Кейхель

Произошли ли еще какие-либо события в вашей творческой жизни, которые стали результатами победы в конкурсе?

Ольга Васильева: Мою работу "The Room" пригласили на Holland dance festival в Гааге, мы полетим туда в феврале. Приняла участие в лаборатории молодых хореографов Мариинского театра. Для открытия студии Дианы Вишневой Contextpro создала работу "Time limit" с прекрасными исполнителями Мариинского театра Кристиной Шапран и Александром Сергеевым. Вы понимаете, я знаю и верю – самое лучшее впереди. Интересные творческие встречи, большие премьеры и открытия. Главное не просто мечтать, а делать.

Лилия Бурдинская: Вернувшись из Вены, я познакомилась с Теодором Курентзисом, который познакомил меня с Алисой Хазановой. Итогом этих встреч стал мой главный на данный момент спектакль "Распад Атома" с участием Алисы Хазановой, Каспером Равнхоем и танцовщиками моей компании Елены Чуриловой, Крестины Ёлкиной и Сергеем Филимоновым, мировая премьера которого состоялась в Перми на Дягилевском Фестивале в мае 2017, где также состоялась премьера "Петрушки" Владимира Варнавы с Дианой в главной роли.

Константин Кейхель: Изменения произошли очень значительные, я познакомился с огромным количеством талантливых людей, с некоторыми из них удалось сделать совместные проекты. С некоторыми я бы хотел поработать в будущем. Но, самые главные изменения произошли и происходят внутри меня, для этого и нужны такие фестивали. Поэтому хочу еще раз сказать спасибо всей команде фестиваля за их безумное упорство, веру и энергию, это настоящие фанаты своего дела.

Три года из четырех победу на конкурсе одерживают именно петербургские хореографы. Как вы считаете, с чем это может быть связано?

Ольга Васильева: Да, и правда, я не задумывалась об этом. Я думаю, это связано с творчеством хореографов, а не с географией. Но я очень горда и рада за свой родной Петербург. Желаю ему дальнейшего культурного развития, особенно в современном танце. А мы молодые хореографы будет продолжать творить и вытворять новое.

Лилия Бурдинская: Петербург удивительно творческий город. Творить здесь одно удовольствие, его красота, его климат и самое главное люди, которые окружают нас на каждом шагу в этом городе очень влияют на настроение.

Это город, который все время бросает вызов, который настолько самодостаточен в своей красоте и грации, что казалось бы ничего не ждет. Но однажды начав писать, рисовать, сочинять, шить, играть, танцевать в нем, он буквально держит и питает. Я думаю, что в Петербурге отлично работать тем, у кого есть цель. Поэтому однажды приехав в Петербург, совсем не хочется из него уезжать надолго.

А еще все мы здесь хорошо знаем друг друга, и Костю, и Володю, и Олю я знаю уже много лет, мы часто случайно встречаемся на улице, не говоря уже о встречах в театре, как будто это маленький город и все в нем так или иначе знакомы друг другу. Это родной Город.

Константин Кейхель: Может быть мы очень хотели, чтобы фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva появился в Петербурге ;)

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте