Селфи и Сны Иосифа: "Петербург. Только по любви"
Родился и живешь в Петербурге, а ощущение уникальности города пропадает, стирается в будничной суете. Вдруг иногда, что-то лирическое просыпается внутри, например, когда твои друзья, которые перебрались из уральского города, прожив здесь уже несколько лет, во время прогулки не перестают восхищаться городом, а тебе становится особенно приятно, как будто хвалят кого-то из близких. Или, идешь один, никуда не спешишь (это ключевое словосочетание), по Петроградке или где-то между улицами в районе Чернышевской, и вдруг останавливаешь и начинаешь рассматривать один из старых домов, а потом обращаешь внимание и на следующий. Может, это чувство знакомо многим петербуржцам: "Как же прекрасен этот город! И все здесь знакомо и хорошо, и вообще...". Что-то вроде этого ощущения возникает после просмотра альманаха "Петербург. Только по любви", ну и еще крутятся строчки "Колибри" — те, что про желтый лист осенний.
О кино
Женщины-продюсеры, женщины-режиссеры, женщины-главные героини — кажется, что Петербург, как абсолютный сердцеед, не оставил равнодушной ни одну из них. Для режиссеров стояла задача придумать и создать истории, которые могли бы произойти на берегах Невы. Никакого сквозного сюжета нет, каждая новелла существует автономно. Объединив талант в едином признании, они с разных сторон и разным взглядом посмотрели на город. Нет, зрителей не ждут сугубо любовные истории в интерьерах парадного Петербурга. Не все новеллы посвящены влюбленности, но каждая — чувствам. Петербург тоже будет — в Анненкирхе при свечах, в заснеженной Ваське, дворах-колодцах и виде с крыш, в Дворцовой из окон экскурсионного автобуса, Капелле, в Аничковом мосту, и, конечно, набережных.
Петербург Ренаты Литвиновой
В феврале в павильонах Ленфильма начались сьемки картины Литвиновой "Сны Иосифа". До их начала многие находились в ожидании нового полного метра от режиссера, но потом стало известно, что это создается одна из новелл для альманаха о Петербурге. Картина, изначально названная — "Спасти Иосифа", рассказывает о съемочном процессе и является кино внутри кино. По сюжету, команда физиков-поэтов из современного Петербурга попадает в Ленинград 60-х, чтобы изменить историю и выкрасть Бродского из зала суда. Атмосфера "Снов Иосифа" чем-то напоминает "Последнюю сказку Риты". Города в кадре почти не видно, зато петербургский дух во всем: стихи Иосифа Бродского, костюмы из прошлого столетия от Ульяны Сергеенко, и, конечно, утонченная Рената в кадре. Кстати, в кино снялась дочь режиссера — Ульяна Добровская, и в фильме, играющая дочку героини Литвиновой. А роль Довлатова досталась Максиму Виторгану. Больше ни слова. Остальное увидите сами.
Петербург Анны Пармас
Главными героинями ее "Девочек" стали актрисы Светлана Камынина (известная по сериалу "Интерны") и Надежда Маркина (исполнившая роль Елены у Андрея Звягинцева). Петербург режиссера — Васильевский остров зимой. Историю жизни матери и дочери удается узнать и понять всего за несколько минут, которые занимает их дорога от троллейбусной остановки до кабинета УЗИ, от споров о "либерастах на Болотной" до спора о выборе имени для еще одной девочки в этой "женской" семье.
Петербург Натальи Назаровой
Режиссер новеллы "Просто концерт" больше известна сценарной работой в сериалах и кино ("Слушая тишину" Александра Касаткина, "Измена" Кирилла Серебренникова). Путешествие по городу Назаровой проходит от стройки в спальном районе и коммуналки до дворов Капеллы. Героиня короткометражки, в исполнении Анны Уколовой ("Левиафан", "Географ глобус пропил"), работает крановщицей и спешит на концерт к своему ребенку, которому досталось почетное звание солиста хора мальчиков. Но куда приводят материнские мечты о счастье и стоят ли они детских переживаний и слез?
Петербург Оксаны Бычковой
Режиссер неизменно любимого "Питер FM", как никто знает о петербургской романтике и умеет ее разглядеть. Ее "Утро", пожалуй, самая романтичная новелла альманаха. Петербург здесь проплывает вдоль набережных, мостов и, кажется, Литейного проспекта. История добрая и немного сентиментальная. Саша (герой Александра Паля) в ожидании автобуса обращает внимание на Полину (Надежда Лумпова) и ему удается получить ее номер телефона. Скромный герой, который не может произнести и слова, доказывает, что они не всегда нужны.
Петербург Аксиньи Гог
"Селфи" стал девятым (в творческой жизни режиссера) короткометражным фильмом самой молодой участницы альманаха, Аксиньи Гог. Героиня именно этой новеллы успевает представить зрителю Петербург совершенно с разных сторон — от подворотен ночных баров и питерской крыши до Спаса-на-крови и неоготичного пространства Анненкирхе. Марго (Анастасия Пронина), приехав в Петербург, составила свой план действий — отправиться в бар, провести ночь с незнакомцем, а на утро попрощаться с жизнью. Последний пункт для Марго, как и полагается, самый трепетный. Рисуя в воображении красивые картины его осуществления, героиня и не представляет, что ночное знакомство внесет свои коррективы не только в ее жизнь, но и в фотоархив.
Петербург Натальи Кудряшовой
Новелла "Аничков мост" получилась самой петербургской историей, и это понятно уже из названия. Наталья Назарова – актриса МХАТа, номинант премии "Золотая маска", начала свою работу в кино в качестве режиссера и сценариста именно с короткого метра. А ее петербургской героиней стала актриса Полина Кутепова, которая выглядит невероятно гармонично в своей роли. Кстати, Кутепова уже была петербурженкой, и не простой – в "Прогулке" Алексея Учителя она предстает в образе Екатерины II.
"Аничков мост" — это история уставшего гида, для которой работа давно потеряла свой романтический характер. Торопливая прогулка с флажком в руках от одной достопримечательности к другой, с наскучившими историческими справками, проходит в согласии с минутной стрелкой. Сон в автобусе в ожидании туристов после Эрмитажа, сухой разговор по телефону с матерью, потухший взгляд. Устоявшийся порядок героини нарушает один из туристов. Благодаря своей истории об одном из главных петербургских символов, загадочному гостю города удается пробудить жизнь внутри уставшей женщины.
Петербург Авдотьи Смирновой
Завершает петербургский альманах — история "Выгул собак". Для режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой город на Неве, безусловно, является особенным, именно здесь некогда началась ее кинематографическая карьера. Героиня последней новеллы — Вера, в исполнении музы режиссера Анны Михалковой, — словно продолжает судьбу героини "Кококо", одинокой женщины за тридцать в поисках любви. И это ощущение не обманчиво. Как признается Авдотья Смирнова, сценарий новеллы был написан еще 5-6 лет назад, задолго до выхода полнометражной картины.
И, если образ Михалковой остается неизменно прекрасным, неожиданным открытием становится герой Михаила Боярского. Актер удивил, кажется, даже самого себя, надев индийский головной убор из перьев вместо широкополой шляпы и взяв в руки бубен. Авдотья Смирнова не скрывает, что крайне волновалась, предлагая актеру роль шамана-шарлатана, но оказалось, что и Боярский испытывал те же чувства, соглашаясь на нее. Кажется, результатом остались довольны все, и в первую очередь зритель. Остальное, как и полагается, рекомендуем увидеть непосредственно на большом экране.
Петербург сделал поклон в сторону своих зрителей, поэтому в некоторых кинотеатрах города фильм выходит в прокат 15 сентября, что на неделю раньше всероссийского проката.