В Мадрид! В Мадрид!
Окунаясь в историю, хочется отметить, что датой рождения спектакля считается 17 апреля 1999 года. Это была дипломная работа студентов СПбГАТИ «Интерстудио», постановщиком стал Лев Эренбург. Сегодня его можно увидеть в стенах театра Балтийский дом в «91 комнате» в постановке Небольшого Драматического Театра.
Сюжет спектакля основан на пьесе Алонсо Мильяна «Цианистый калий…с молоком или без?». Это сумасбродная история о эстремадурском семействе, каждый член которого мечтает поскорей похоронить, пока еще живого, дедушку – «Шутка ли, 92 года уже, хватит - отжил уже свое, пора и честь знать!». Семейка эта далеко не маленькая и все ее члены под стать друг другу.
Аделла в инвалидном кресле, у нее уже давно парализованы ноги, и она даже находит это забавным. Кажется, она давно сошла с ума. Не менее безумна и ее дочь Лаура - сорокалетняя старая дева. Многие утверждают, что восемнадцати ей никогда не было. Умственно отсталая и немая племянница Хустина, среди своих родственников, кажется самой нормальной. Донья Венеранда – ярчайший пример материнской гиперопеки, сковывающей своего ребенка по рукам и ногам и не давая вздохнуть без собственного участия. Ее сын Марсиаль, убежденный, что он великий сыщик и постоянно носящийся со своей лупой, еще более умственно отсталый, чем Хустина. Приехавший к дедушке внук Энрике кажется единственным нормальным человеком, эдаким лучом здравого смысла. Но первое впечатление оказывается обманчивым, он истинный член своей семьи. Этот прекрасный человек, так располагающий всех к себе, оказывается, как он сам говорит: «Плохим мальчиком, очень плохим мальчиком». А его любовница Марта, на первый взгляд такая милая девушка, оказывается припадочной неврастеничкой.
Знакомство со всеми членами семьи и их соседями происходит между шутками, драками, ссорами и заговорами, трогательными признаниями, убийствами, воспоминаниями, закулисным матом, эротическими сценами и подачей кофе, щедро сдобренного цианистым калием.
Все члены этого семейства глубоко несчастны. Каждый мечтает поскорей убраться из этого злополучного дома, виновника всех бед, и лететь навстречу своей мечте – в свой «Мадрид». Каждый мечтает, что придет день и к нему прилетит его «птица-любовь». В финале спектакля именно этой «птице» исполняет такую трогательную оду Аделла. Да еще и дополняет трогательным танцем в инвалидном кресле. Но дедушка, Дон Грегорио, из-за которого они не могут покинуть семейное гнездо, вовсе и не собирается умирать. Он искусно издевается и сводит всех с ума.
Казалось бы, зачем вообще идти на этот спектакль. Какой-то сумасшедший дом, да и только. Да и сюжет довольно прямолинеен. Но ни никому в зале не пришло в голову уйти раньше времени. Ведь так интересно, что же будет дальше, с кем еще выпадет случай познакомиться. Ни один из героев не вызывает отрицательных эмоций. Кому-то начинаешь сочувствовать, ведь не они такие, жизнь их так покалечила, над кем-то посмеиваться, а в ком-то даже узнавать самого себя. Не малую роль тут играет и актерское мастерство, отточенное до самых незначительных, казалось бы, мелочей. А как играет Ольга Альбанова, создается впечатление, что на сцене действительно человек с умственными отклонениями. Не зря же уже почти 15 лет этот спектакль появляется на сцене и всегда с ошеломительным успехом. Да и сам Небольшой Драматический Театр ассоциируется в первую очередь именно с этой постановкой.
Финал спектакля «В Мадрид! В Мадрид!» очень неожиданный и раскрывать все секреты было бы нечестно по отношению к будущим зрителям. Приходите и наслаждайтесь всем сами, делайте свои выводы.
Татьяна Иваницкая