В поисках выхода к воде: интервью с создателями проекта WATERFRONT
Участники проекта WATERFRONT
Расскажите о подготовке проекта WATERFRONT, о путешествии по Северным странам, в которое отправились художники.
Д.П.: В программе "Недели Северных стран" традиционно много событий, но Датский институт культуры определяет нашу выставку и конференцию как хедлайнеров фестиваля и это, конечно, налагает дополнительную ответственность. Мы начали обсуждать проект еще в марте-апреле. Он изначально планировался из двух последовательных стадий. В июне группа из десяти петербургских художников, а также два арт-активиста из Мурманска и Архангельска совершили исследовательскую поездку в Хельсинки и Копенгаген. Там были организованы встречи с городским чиновниками, которые курируют проблему развития прибрежных зон, а так же городскими активистами: экологами, общественными деятелями, учителями, художниками.
Наверное, у вас возникает вопрос, почему для этих встреч были выбраны именно художники? Но это только в представлении обывателя художник – это некто рисующий пейзажи на пленэре, а на деле, современный художник активно реагирует на события, происходящие в обществе. Другое дело, что хороший художник никогда не создает сиюминутных иллюстраций к текущим событиям. Скорее это более широкие и вневременные визуальные метафоры, которые работают гораздо действеннее, нежели плакатные агитки.
Я, как куратор, пригласил к участию тех художников, с которыми уже сотрудничал в других проектах и, поэтому, знаю диапазон их возможностей, как и знаю, что то, что они делают, вписывается в общую концепцию проекта. Большая часть из этих художников известна ценителям современного искусства, более того, они даже обременены различными титулами и наградами. Но главное, конечно, не это. Главное, что они способны придумать и реализовать довольно интересные и оригинальные проекты.
Альбина Мотор
А.М.: Waterfront — это часть большого проекта с громоздким названием "Экология и культура — укрепляя сотрудничество Северных стран и России в сфере защиты окружающей среды". Поскольку идея выставки-исследования родилась из урбанистической повестки "качество жизни человека в городе на воде", то для того, чтобы углубиться в контекст развития прибрежных пространств, мы с художниками съездили в ознакомительную поездку в Хельсинки и Копенгаген. И это была не туристическая поездка, а настоящая командировка, обмен опытом, где мы встречались с урбанистами, экологами и городскими планировщиками, локальными художниками.
Мы узнавали, как устроен диалог человека и города, обычного горожанина и людей, профессионально ответственных за комфортную среду, с какими проблемами сталкиваются люди, живущие также как и петербуржцы, в северном приморском городе и как их решают. Например, как происходит реконструкция бывших индустриальных территорий, как организуется пляжная инфраструктура, открытые бассейны и сауны прямо в центре города.
WATERFRONT – не просто выставка, а художественно-урбанистический, исследовательский проект. Конечно, хочется, чтобы идеи художников не остались просто идеями, чтобы к ним прислушались и частично или полностью взяли на вооружение. Как вы считаете, насколько искусство может влияет на среду и развитие городского пространства? Возможно, вы вспомните удачные примеры сотрудничества художников и урбанистов?
Д.П.: Искусство — это универсальный способ выражения невербализуемого опыта, прежде всего опыта эстетического, поэтому оно и является (наряду с религией) одним из главных компонентов культуры. В европейском ареале искусство выступает одним из центральных объектов эстетики как науки, однако искусство отнюдь не ограничивается эстетической сферой. Действенная сила искусства использовалась и используется в самых разных социально-утилитарных целях – религиозных, политических, терапевтических, этических и так далее. С 70-х годов XX столетия в эстетике обозначился деятельностный подход к специфике эстетического. Он исходил из общей ориентации философии на теорию деятельности как на объяснительный принцип всех общественно-исторических явлений. Благодаря принципу деятельности эстетическое стали рассматривать как характеристику не только искусства, но и общественной практики в целом, с точки зрения ее универсальности, значимости для человека, гармонии и соразмерности.
Индустриализация, которая бурно проходила с начала 19 века и была связана с исходом жителей из сельской местности в города, превратила город в особый эстетический феномен. От этого времени у каждого крупного европейского города остался старый индустриальной пояс, который иногда называют "краснокирпичным". Большинство крупных европейских городов уже успели переосмыслить это наследие и найти для него новую функцию, а в Петербурге этот процесс еще только происходит.
Вариант "снести и построить новое" не подходит. И не только потому, что многие объекты промышленной архитектуры, построенные с элементами стиля "модерн", например, являются памятниками архитектуры, но и потому что они, собственно, и создают многообразие истории города, без которой он теряет свою индивидуальность. Объяснить это горячим инноваторам и прагматикам сложно, поэтому тут и нужны художники.
По поводу сотрудничества художников и урбанистов и вообще искусства, вынесенного в городскую среду существует уже даже особый термин – "public art" (искусство в общественном пространстве). Симптоматично, что сам термин родился в США в период Великой Депрессии, когда американцы заметили, что дополнительной мотиваций к унынию является безликость городов, которые сухо функциональны и похожи друг на друга. С той поры существует закон, по которому один процент от капиталовложений в строительство перечисляется на искусство в общественном пространстве.
А.М.: Таких примеров много, из тех, что под рукой, Олафур Элиассон и его мост в Копенгагене. В принципе, практически все известные "звездные" архитекторы это в том числе художники.
"Круглый" мост в Копенганене
Где на ваш взгляд реализована концепция "жизни на воде"? В какой стране, городе? И каким образом?
Д.П.: Страны, уклад жизни которых был тесно связан с водой, были известны еще с античности. Существует даже такой термин "талассократия" от древнегреческого "море и власть". Таким государствами считались или считаются Греция, Византия, Кипр и Крит, государства на Южном берегу Крыма, Северное Причерноморье, Италия (прежде всего, Сицилия, Венеция и Неаполь), Португалия, Испания, Британия. А на востоке и юго-востоке: Османская империя, города на побережье Индии и Китая, архипелаги: Азорские острова, Канарские острова, Мадейра, острова Зелёного мыса, Суматра. В северном регионе и Балтике таковыми являются наши соседи: Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия. Поэтому, их опыт переосмысления береговой линии и вывода портовых служб и судостроительных заводов из исторического центра городов для нас достаточно важен.
Один из важных пунктов в законодательстве балтийских стран определяет как первоочередную — общественную доступность горожан к воде, то есть, береговая линия не может быть закрыта и стать частной территорией, даже если вы построили супер-элитный жилой комплекс.
А.М.: Из тех, что видела я, это безусловно наши северные соседи: Копенгаген и Стокгольм. В Хельсинки стараются развивать прибрежные пространства.
Как вы видите развитие этой концепции в Петербурге? Что можно было изменить в первую очередь? На ваш взгляд.
Д. П.: Строительство Западного скоростного диаметра и интенсификация технологии "намыва" новых территорий уже изменили "морской фасад" города. Появились обзорные точки береговой линии, которых раньше просто не существовало, а город со стороны Петродворца читается в новой "раме", которую составили как эстакады скоростного диаметра, так и башня Газпрома в Лахте. И это уже свершившийся факт. При этом, большинство зон на побережье либо по-прежнему закрыты заводами и портовыми службами, либо находятся в стадии бурной реконструкции. Мне кажется, что важно при планировании учесть опыт наших соседей и обязательно оставить все побережье отрытым для горожан. Мы же видим, что оно, например, в зоне пассажирского морского порта уже активно застраивается элитным жильем и, зная о тенденциях в нашем обществе, опасаемся насколько эти территории будут открыты?
Порт Севкабель, где будет проходить выставка, можно отнести к примеру развития концепции "жизни на воде"? Рассматривали ли вы еще какие-либо варианты пространств для проведения выставки? Или Севкабель сразу показался наиболее выигрышным? Насколько важную роль играет пространство для прочтения арт-объектов?
Д.П.: Так как концепция нашего проекта развёрнута к новому взгляду на развитие прибрежных территорий, то мы искали наиболее оптимальное место, которое бы подошло для такой выставки. И нашли его на заводе "Севкабель", который решил превратить часть своей исторической заводской территории, выходящей прямо на берег Финского залива, недалеко от устья Невы, в открытую для горожан креативную площадку для культурного отдыха и развлечений. Там работает отличная команда, и я вижу, какие громадные изменения там произошли с мая месяца.
Так получается, что это пространство открывается нашей выставкой. И зритель, который туда попадет, получит целый спектр возможностей на выбор. Это и участие в двухдневной конференции, куда приедут урбанисты из скандинавских стран, и концерт Санкт-Петербургского импровизационного оркестра на открытии, и сама выставка и уникальная возможность отдохнуть на побережье с видом на воду, где уже разбит удобный деревянный настил и зеленая лужайка.
Проект развития Порта "Севкабель"
История и фактура заводского цеха, как и самого завода, построенного в 19 веке как завод "Сименс и Гальске", конечно, создает мощный и увлекательный контекст. В процесс подготовки к проекту я изучал как историю завода, так и всего старого промышленного района на Кожевенной линии, который даже имеет собственное историческое название "Чекуши". Еще в мае первым этапом проекта стала, подготовленная мной, экскурсия по заводу и микрорайону, где я рассказывал об истории этого места. Ну, и часть объектов художников, заимствует некоторые элементы, которые мы нашли прямо на заводе. То есть, они уже стали частью искусства.
А.М.: Можно ли отнести к примеру развития концепции "жизни на воде" "Севкабель"? По крайней мере такая интенция у девелоперов "Севкабеля" есть, что из этого получится — посмотрим. Критериев же выбора площадки для выставки было несколько: необычное и большое выставочное пространство с выходом к большой воде. Сначала мы думали сделать выставку на "Взморье", но потом Алексей Онацко предложил "Севкабель", нам это место и планы на его развитие понравились.
Что станет продолжением проекта WATERFRONT? Как планируется работать с результатами исследований и обсуждений?
Д.П.: Кроме проектов художников, специально для выставки мы с Ильей Давыдовым готовим видеофильм, в котором беседуем с горожанами, которые уже активно используют воду и морское побережье.
Это скай-серферы, саб-серферы, байдарочники, владельцы судов, жители Васильевского острова и района Лахты, а также муниципалы — Служба спасения и Водоканал. И эти встречи показали нам, что изменения уже идут и Петербург меняет свой способ взаимоотношений с морским взморьем. Это изменение связано не только с переосмыслением старых промышленных зон, но и действиями самих жителей, которые уже сами активно ищут выход к воде.
На выставке мы показываем два видефильма. Первый посвящен путешествию художников в Хельсинки и Копенгаген и тем встречам и открытиям, которые там были сделаны, а второй — Петербургу и его жителям. На выставке они разнесены на нескольких экранах, но мы планируем так же собрать и единый документ. Фильм отлично иллюстрирует те процессы, которые сегодня происходят в нашем родном городе.
А.М.: Надеюсь, что наш проект сделает свой вклад в публичную дискуссию о праве горожанина на воду, возможно, даже станет триггером для запуска проектов, связанных с прибрежным пространством, вдохновит людей на более активное обживание набережных, развитие "водной" культуры. Мы планируем развивать проект, скорее всего в урбанистическом ключе, возможно, в ближайшем будущем художники будут что-то делать для новых прекрасных петербургских набережных.