Максимальный ущерб природе в окрестностях Санкт-Петербурга нанесут доморощенные олигархи
Строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса (УПК) в природоохранной зоне на берегу Финского залива грозит настоящей экологической катастрофой, которая многократно ухудшит качество жизни местных жителей и лишит жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области одной из самых чистых и привлекательных рекреационно-курортных зон на Северо-Западе.
Наиболее активные граждане уже бьют в набат, а вот обычно наиболее остро реагирующие на такие проекты экологи за редким исключением хранят олимпийское спокойствие. Нельзя исключать, что они на что-то разменяли интересы жителей и всей экосистемы региона.
Младший партнер главы «Роснефти» Игоря Сечина, владелец «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) Эдуард Худайнатов стал в прошлом году единственным владельцем ООО «Форт». ООО «Форт» остается собственником зарезервированного под мощности порта Приморского УПК участка земли размером 3,6 тыс. га. Этот участок был выкуплен у структур санкт-петербургского предпринимателя Ильи Трабера, известного так же как «антиквар».
Прекрасный берег Финского залива, золотистый песок, крики чаек, аромат сосен. Именно здесь уже вырублены сотни га векового леса под Приморский УПК. Огромная портовая зона с терминалами для перевозки 70 млн тонн угля и минеральных удобрений, зерна и генеральных грузов. Терминалы порта и складские помещения должны занять территорию в 750 га. Пятно застройки морского гиганта приходится на одно из самых живописных мест морского побережья Карельского перешейка. Реликтовые дюны, сосновые боры, песчаные пляжи – эти места сохранились как резерваты живой природы с краснокнижными видами флоры и фауны. Превращение их в промышленную зону, которая станет источником дальнейшего загрязнения наземных и морских территорий, вызвало протест местного населения.
В сложившейся ситуации едва слышен нестройный хор экологов. Greenpeace, правда, отметился «дежурным» комментарием своего пресс-секретаря Евгения Усова: «У нас сейчас в Ленинградской области уничтожается всё побережье. И возникает проект какого-то суперглобального порта. Портов в регионе навалом: Усть-Луга, Выборг, Высоцк... складывается впечатление, что никакого эффективного понимания, что нужно и как это нужно делать, не существует. Местное население в шоке, потому что их никто не спрашивал и не предупреждал».
Чуть более конкретно выступают отдельные, «частнопрактикующие» специалисты. Анна Доронина, кандидат биологических наук: «— То, что нет информации о растительном и животном мире данного участка, полученной по результатам инженерно-экологических изысканий, — грубейшее нарушение Градостроительного кодекса РФ (статья 47). Разработчик указывает, что в рамках изысканий еще только «будет подробно исследована территория присоединяемых земельных участков». Но именно изыскания должны были лечь в основу ОВОС».
Таким образом, ещё на подготовительном этапе проект нарушает закон. Однако, крупные институциональные экологи из международных экологических организаций, без надзора которых не проходит ни одна крупная промышленная стройка, на этот раз не проявляют обычного для себя в подобных ситуациях рвения. Нет громких выступлений WWF (Всемирного фонда охраны природы), нет заметной реакции от «Беллоны», организация лишь следит за развитием событий... Чем обусловлена такая пассивная позиция экологов, объяснить трудно. Возможно, полученные от «Роснефти» гранты, мешают проявить принципиальность. Или есть какая-то другая причина.
Жители огромного мегаполиса, Санкт-Петербурга, будут лишены одного из лучших участков побережья, где сегодня среди соснового леса отдыхают и поправляют здоровье дети с заболеваниями органов дыхания. На пляжах Приморского городского поселения практически не найдёшь мусора - отдыхающие, дачники, местные жители заботятся о любимом побережье. В Жёлтой бухте спортсмены из СПб и ЛО занимаются сёрфингом.
На сегодня в России нерентабельно оборудовать закрытую перевалку угля. Даже в странах третьего мира, куда его вывозят (не говоря уже о цивилизованных грузополучателях в Японии, Китае, Корее) выгрузка угля осуществляется вакуумным методом. А у нас – открытым. Угольные партии готовят непосредственно на причалах, и на всех этапах образуется всепроникающая пыль: при выгрузке из вагонов, при чистке от сторонних предметов, при дроблении до товарного размера, при постоянном переваливании во избежание слёживания, при хранении в гигантских кучах, при погрузке в сухогруз...
«В апреле в Находке мне пришлось побывать на встрече между местными властями и жителями, где одна из участниц, живущая возле терминала Астафьева, продемонстрировала руководителям района тряпку, которой она вытирает подоконник, - пишет Владимир Сливяк в Forbes. - По ее словам, окно она не открывает никогда из-за угольной пыли, но тряпка все равно совершенно черная. Угольная пыль — вещество для здоровья, мягко говоря, весьма вредное».
Пыль от зерна также представляет угрозу для здоровья. Близость минеральных удобрений, зерна, угля и нефти (порт планируется вплотную к нефтеналивному) вообще может дать непредсказуемый эффект в случае экстренной ситуации.
Жителям Мурино, Девяткино и Пискаревки тоже достанется пыли и шума. Ведь поезда поедут через жилые районы. Неясна судьба Курортного района. Ведь там располагаются санатории и оздоровительные лагеря.
В портах российской акватории Балтийского моря в 2018 году перевалено около 40 млн тонн угля - примерно 16% всего грузооборота отечественных морских портов Балтийского бассейна и около 25% угля, переваленного в прошлом году во всех портах России. При этом 170 млрд годового оборота экспорта угля через российские порты Балтийского моря контролируют оффшоры. В 2018 году они заработали около 34 млрд. Цифра может дорасти до 70. Эксперты констатируют угольный бум: скоро через Петербург пойдет по составу каждые 10 минут.
Таким образом, экологические беды для своего региона приносят сами петербургские предприниматели, и выводят в оффшоры прибыль от этой губительной для экологии и простых жителей деятельности.
Последствия открытой перевалки угля в Находке: