Транспортная реформа не спасла Петербург от «адских» пробок
Утром 23 мая пассажиры сообщили о вереницах общественного транспорта на улицах, прилегающих к станции метро «Чернышевская». Напомним, что осенью прошлого года станцию закрыли на длительный ремонт. Соседствующая с Литейным округом Охта также осталась без метро – на ремонт ушла «Ладожская». Горожан попросили пользоваться наземным транспортом. Однако по сообщениям очевидцев, это не лучший выход: автобусы и троллейбусы стабильно стоят в огромных пробках.
Днем ранее, 22 мая, на перекрестке Ленинского и Московского проспектов пробка достигла 10 баллов. Причиной стали ремонтные работы на дорогах и поломка светофора. Независимо от вида транспорта передвижение по Петербургу становится все менее комфортным. В прошлом году в рамках внедрения новой модели транспортного обслуживания обновились автобусные и троллейбусные парки. Также заработал новый проездной тариф, а оплата в общественном транспорте стала бесконтактной. Однако комфорт внутри транспортного средства никак не повлиял на дорожную ситуацию в целом.
Так, в центре города появились зоны платной парковки, что по задумке должно было снизить число автомобилей и разгрузить улицы. Это не избавило от пробок, которые формирует в том числе общественный транспорт. Закрытие на полный или частичный ремонт нескольких станций увеличило нагрузку на оставшиеся. Это приводит к временному закрытию станций в самый час пик. Так, каждое утро перекрывают «Выборгскую», периодически закрывают «Василеостровскую», «Гостиный двор» и другие. Ситуацию усугубляют сезонные дорожные ремонты. Путь на работу и обратно теперь занимает у петербуржцев куда больше времени.
Положение жителей одного из крупнейших мегаполисов страны выглядит особенно удручающе на фоне стремительного развития общественного транспорта в столице. В Москве помимо масштабных дорожных строек ведется развитие подземки. В проекты входят не только новые линии (включая кольцевые) и станции метро, но и сопутствующая инфраструктура. Например, для повышения комфорта горожан вокзалы, станции метро и остановки наземного транспорта соединяют с помощью транспортно-пересадочных узлов. ТПУ также могут включать коммерческие, деловые и социальные объекты, что облегчает доступ к необходимым повседневным услугам. В столице реализовано уже несколько десятков подобных объектов, примерно столько же находятся в работе.
В Петербурге масштабные транспортные проекты анонсируются чаще, чем реализуются. От озвучивания планов до сдачи в эксплуатацию могут пройти годы. Так, только в 2021 году стартовало строительство Витебской развязки, о которой говорили еще в начале 2000-х. Работы начались после подписания соглашения с инвестором и выделения финансов из госбюджета. Сложная ситуация наблюдается со строительством метро. Планы разных лет содержат куда большее число станций, чем на сегодня существует по факту. Последние станции были открыты три года назад.
Также давно в Петербурге существует программа ТПУ. Она появилась примерно в то же время, что и Московская. Два года назад компания «Мегалайн» предложила полностью реализовать программу, вложив порядка 186 млрд рублей в постройку 61 объекта. Грандиозный инфраструктурный проект сулил не только облегчить жизнь пассажирам, но и простимулировать развитие отдаленных от центра районов города. Ожидалось появление тысяч новых рабочих мест, снижение маятниковой миграции и многое другое.
Профильные комитеты оценили перспективы и заключили соглашение с инвестором. Специалисты компании исследовали территории, подходящие для реализации проекта, но на переходе от слов к практике столкнулись с незаинтересованностью чиновников. Уже через год в транспортном комплексе прямо заявили, что не видят необходимости в подобных объектах.
В прошлом году компания «Мегалайн» заключила соглашение с администрацией Ленобласти на строительство ТПУ в Кудрово. В отличие от Петербурга регион может похвалиться высокой степенью исполнения достигнутых с инвесторами договоренностей. Под объект уже выделена земля, дальнейшее будет зависеть от скорости строительства Петербургом метро.
В городе на Неве тем временем активно освещается строительство коричневой ветки, хотя на самом деле это возобновление давно анонсированного проекта. В то же время в Москве к следующему году планируют сдать порядка 30 новых ТПУ. По словам аналитиков, объекты стимулируют пассажиров чаще пользоваться общественным транспортом. Это влияет на загруженность дорог, в среднем она уже снизилась на 7%.