14 сентября 2019 15:53      698

В музеи истории религии можно будет посетить выставку "Именем французского народа..."

В Государственном музеи истории религии проходит выставка "Именем французского народа...".
Читать в полной версии

Выставка, посвященная 230-летию со дня взятия мятежными парижанами крепости-тюрьмы Бастилии – событию, положившему начало череде радикальных политических и социальных преобразований, получивших название Великая французская революция. Выставка представит более 50 экспонатов из фондов музея: графику, скульптуру, редкие книжные издания, рассказывающих о революционных реформах в области церковно-государственных отношений во Франции. Великая французская революция дает первый в истории Европы пример последовательной реализации принципов светского государства. Проникнутая духом Просвещения, религиозная политика Учредительного и Законодательного собраний, якобинского и термидорианского Конвента, а впоследствии и периода консульства характеризовалась завидной систематичностью. Законодательство революционной власти в отношении Церкви  развивалось по трем основным направлениям: отделение Церкви от государства (введение свободы культов, отмена десятины, секуляризация церковных имуществ,  упразднение монастырей, "гражданское устройство духовенства"), борьба с контрреволюцией в лице неприсягнувшего духовенства и создание гражданской религии. Раскол духовенства на конституционное и неприсяжное, дехристианизация и воинствующий атеизм, новые праздники и новые святые, культ Разума и культ Верховного существа — далеко не все эксперименты, поставленные за время революции, оказались успешными и нашли понимание у современников и потомков.

Однако важнее то, что Французская революция продемонстрировала миру новые возможности и создала целый ряд исторических прецедентов, бесповоротно изменив соотношение сил в диалоге светской власти и Церкви. Выставка разделена на несколько разделов, отражающих основные вехи в развитии революционного законодательства о религии: Франция накануне революционных событий, судьбы представителей сословия духовенства в годы революции, принятие Учредительным собранием одного из самых знаковых декретов, определяющего "гражданское устройство духовенства", ставшего важнейшим шагом на пути создания государственной церкви, о годах якобинской диктатуры, во времена которой религиозная политика революционного правительства приобрела качественно иное измерение. Становлению  светского государства и окончательному отделению его от Церкви при "термидорианцах" (наиболее умеренной группировки, пришедшей к власти после падения Робеспьера) посвящен заключительный раздел выставки. Наполеон Бонапарт, оказавшийся у власти сначала в роли первого консула (1799), затем в роли императора (1804), был человеком, довольно равнодушным к религии и в духовных вопросах руководствовался сугубо практическими соображениями. Полагая, что христианство способствует умиротворению общества и, желая преодолеть раскол, произошедший в годы революции, Наполеон вступил в диалог с папским престолом. В 1801 г. между Францией и Римом был заключен конкордат, действовавший до 1905 г. По условиям конкордата, католицизм признавался религией "огромного большинства французских граждан", но не государственной религией. Дополняет экспозицию небольшой раздел, посвященный французским мыслителям-просветителям: Дидро, Руссо, Вольтеру, оказавших огромное влияние на умы современников.

К числу жемчужин выставки принадлежит первое издание "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел", которое не только обобщило на своих страницах достижения человеческой мысли середины XVIII века, но и подготовила почву для изменивших ход европейской истории событий 1789 г. Именно под редакцией Дидро в период с 1752 по 1766 гг. вышло 28 томов "Энциклопедии". Одновременно он являлся автором большинства ее статей, касающихся точных наук, экономики, механики, философии, политики, религии.    

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте