Выставка, посвященная 230-летию со дня взятия мятежными парижанами крепости-тюрьмы Бастилии – событию, положившему начало череде радикальных политических и социальных преобразований, получивших название Великая французская революция. Выставка представит более 50 экспонатов из фондов музея: графику, скульптуру, редкие книжные издания, рассказывающих о революционных реформах в области церковно-государственных отношений во Франции.
Великая французская революция дает первый в истории Европы пример последовательной реализации принципов светского государства. Проникнутая духом Просвещения, религиозная политика Учредительного и Законодательного собраний, якобинского и термидорианского Конвента, а впоследствии и периода консульства характеризовалась завидной систематичностью. Законодательство революционной власти в отношении Церкви развивалось по трем основным направлениям: отделение Церкви от государства (введение свободы культов, отмена десятины, секуляризация церковных имуществ, упразднение монастырей, "гражданское устройство духовенства"), борьба с контрреволюцией в лице неприсягнувшего духовенства и создание гражданской религии. Раскол духовенства на конституционное и неприсяжное, дехристианизация и воинствующий атеизм, новые праздники и новые святые, культ Разума и культ Верховного существа — далеко не все эксперименты, поставленные за время революции, оказались успешными и нашли понимание у современников и потомков. Однако важнее то, что Французская революция продемонстрировала миру новые возможности и создала целый ряд исторических прецедентов, бесповоротно изменив соотношение сил в диалоге светской власти и Церкви.
Выставка разделена на несколько разделов, отражающих основные вехи в развитии революционного законодательства о религии: Франция накануне революционных событий, судьбы представителей сословия духовенства в годы революции, принятие Учредительным собранием одного из самых знаковых декретов, определяющего "гражданское устройство духовенства", ставшего важнейшим шагом на пути создания государственной церкви, о годах якобинской диктатуры, во времена которой религиозная политика революционного правительства приобрела качественно иное измерение. Становлению светского государства и окончательному отделению его от Церкви при "термидорианцах" (наиболее умеренной группировки, пришедшей к власти после падения Робеспьера) посвящен заключительный раздел выставки. Наполеон Бонапарт, оказавшийся у власти сначала в роли первого консула (1799), затем в роли императора (1804), был человеком, довольно равнодушным к религии и в духовных вопросах руководствовался сугубо практическими соображениями. Полагая, что христианство способствует умиротворению общества и, желая преодолеть раскол, произошедший в годы революции, Наполеон вступил в диалог с папским престолом. В 1801 г. между Францией и Римом был заключен конкордат, действовавший до 1905 г. По условиям конкордата, католицизм признавался религией "огромного большинства французских граждан", но не государственной религией.
Дополняет экспозицию небольшой раздел, посвященный французским мыслителям-просветителям: Дидро, Руссо, Вольтеру, оказавших огромное влияние на умы современников.
К числу жемчужин выставки принадлежит первое издание "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел", которое не только обобщило на своих страницах достижения человеческой мысли середины XVIII века, но и подготовила почву для изменивших ход европейской истории событий 1789 г. Именно под редакцией Дидро в период с 1752 по 1766 гг. вышло 28 томов "Энциклопедии". Одновременно он являлся автором большинства ее статей, касающихся точных наук, экономики, механики, философии, политики, религии.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Экскурсия прошла восхитительно. Так доступно и интересно расказали про религии мира. Также мы наглядно познакомились с атрибутами. В общем, мы довольны.
Очень интересный музей о религиях народов разных времен. Меня интерисует эта тема. поэтому приехав в Питер. я посетила именно это напраление. Довольна!
вчера ходили в этот музей, был 1-й понедельник месяца,на сайте музея четко указано что это день свободного(бесплатного)посещения,НО ,прийдя мы увидели обьявление что бесплатный день переносить с 3-го на 10-е ноября,,,,ну мы,естественно,уже не стали менять планы,а купили билеты и пошли,,,, и так поступили многие,не будешь ведь уходить,уже запланировали,приехали,пообещали детям,это возмутительно,это жульничество!!! сначала заманить"бесплатным " билетом,а потом перенести,зная что люди ,а их было немало в "бесплатный" день, никуда не денутся,пойдут и за деньги. при чем на сайте музея о переносе социального дня не сказано было ни слова!!! безобразие!!! обман!!!отвратительно!!! НЕТ СЛОВ ПРИЛИЧНЫХ ЧТО Б ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!!!!
Музей создан потрясающий. Прекрасно, что туда на экскурсии водят школьников. Дети в восторге от экспозиции. Но с экскурсоводами в музее проблема. Как сказал мой ребенок, экскурсия была скучная и показывали "не то". Более того, экскурсовод оказалась не готова и психологически работать с детьми - вступила в конфликт с 11-летними детьми. Видимо нынешний директор музея ответственный хранитель, но не музейщик и поэтому не способна развивать проект.