В Государственном музее истории религии открывается выставка, представляющая предметы православной литургии и раскрывающая их символическое значение. Многие из представленных предметов выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов – памятники серебряного дела в России XIX–начала XX, изготовленные крупными фабриками и мастерскими.
«Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, который был представлен на выставке «В.М. Васнецов и последователи». Вы увидите предметы декоративно-прикладного церковного искусства в неорусском стиле и стиле модерн, выполненные на самых известных ювелирных и ткацких фабриках России, а также иконы работы иконописцев Мстеры, одного из крупнейших иконописных центров дореволюционной России» – отмечает главный хранитель музея Елена Денисова.
Посетители увидят около 100 предметов, которые используются в литургической практике Православной церкви – облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы в роскошных окладах. Среди наиболее интересных экспонатов: великолепно оформленные иконы Богоматери Иверской начала XX века, киот «Державная Богоматерь», выполненный по рисунку С. И. Вашкова (1917 г.), царские врата в стиле модерн, украшенные серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест и другие предметы.
Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства, стремясь создать что-то новое и оригинальное, использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства. Неорусский стиль можно встретить в церковной архитектуре и религиозной живописи, в православном декоративно-прикладном искусстве.
Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который развивается в конце XIX – начале XX века. Русский модерн стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы и позволил создать шедевры в оформлении и убранстве русской иконы и церковной утвари.
На фабриках П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, Оловянишниковых, И. П. Сазикова были организованы целые художественные отделы, где работали талантливые художники и ювелиры. Поиски новой стилистики, обращение к образцам древности приводили к созданию оригинальных, иногда и уникальных памятников. Недаром прикладные изделия русских фирм пользовались заслуженным вниманием на международных выставках.
Мастера, работавшие в стиле модерн, органично использовали разные материалы и экспериментировали с художественной формой. Киоты украшались с большим изяществом и фантазией, создавая вокруг иконы великолепно отделанный декор. Массивные рамы с христианскими символами и надписями служили продолжением иконы, дополняя ее идейное содержание и художественный образ.
На выставке представлены предметы, созданные по рисункам главного художник фирмы «Товарищество П.И. Оловянишникова Сыновья» С. И. Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Это кресты, киоты, венчальные венцы, чаши. сближал копии и стилизации древних икон с окладами и рамами в стиле модерн. Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы из Мстеры: А. Я. Вашуров, братья Сеньковы, И. С. Чириков, создавая иконы по образцам В. Васнецова и М. Нестерова.
Традиция обращения к лучшим образцам древнерусского искусства прослеживается и в произведениях современных мастеров, с которыми можно познакомиться на выставке. Церковное декоративно-прикладное искусства представлено шитыми работами мастериц из мастерской «Покров», Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии Московского Патриархата, богослужебными предметами фабрики «Софрино», крупнейшего художественно-производственного предприятия по изготовлению церковной утвари и предметов православного религиозного культа, а так же произведениями мастеров Мстеры.