В Санкт-Петербурге готовят спектакль "Последний масон"
В доме, где когда-то жил Василий Шульгин, неоднозначный общественный и политический деятель прошлого столетия, националист и монархист, принявший в марте 1917 года отречение у императора Николая II, ощущаешь себя в мире без времени и истории. Перед зрителем, который как будто случайно заходит в отдельную массивную дверь и поднимается по ступеням, история сбоит — литературная основа спектакля включает в себя Булгакова, Достоевского, имеет отсылки к Библии, а на абсурдном контрасте в конце появляются безбожные частушки. Все происходящее внутри спектакля даже не столько абсурд, сколько случай исторической дискретности. Действие происходит весной 1917 года, сразу после отречения, в мире, увязшем в хаосе революции. Зритель ощущает себя то ли в "нехорошей квартире", то ли в сцене из "Бесов", но точно определять это не нужно. На него, как с заваленной хламом антресоли, падают смыслы, и хотя проводить ассоциации совершенно необязательно, возможность делать это есть. Спектакль могут смотреть одновременно лишь 12 человек, и можно предположить, что это отсылка к количеству апостолов. Но можно остаться при убеждении, что один из героев спектакля, пересчитывая зрителей в конце, действительно их просто считает. А может быть все посчитаны заранее, и поэтому понятно, что масон здесь обязательно последний.
У зрителя лишь одна задача — принять эту мерцающую условность, где одновременно истории и нет и она очень концентрированна.
Зритель свободно наблюдаешь за действием, выпиваешь в баре, стоя перед широким окном. Из комнаты в комнату перемещаются герои, выходящие как из омута памяти, очерченные знакомыми смыслами русской истории, но за каждым — тайна: можно бесконечно задавать себе вопрос: реальность или сон, пол или потолок. Динамика действия и полифония голосов как белый шум: вот я получаю информацию, а вот шум, а вот они вместе.