Ясно  +12…+10°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / Наталия Лапина: "Каждый боролся за то, чтобы сыграть то, что он хочет"

23 марта 2018 г. 13:03 1547 Театр

Наталия Лапина: "Каждый боролся за то, чтобы сыграть то, что он хочет"

Спектакль "Сверчок за очагом, или Сказка о семейном счастье" - визитная карточка Городского театра. 26 марта вновь можно будет увидеть теплую и душевную постановку для всей семьи. Накануне показа поговорили с режиссером спектакля Наталией Лапиной.

Читать нас в Яндекс.Новостях

"Сверчок за очагом" стал первым спектаклем Городского. Расскажите, пожалуйста, немного о его истории. Насколько я знаю, спектакль был визитной карточкой курса С. Д. Черкасского в РГИСИ.

Именно это произведение было выбрано для работы, так как сто лет назад наши великие предшественники, Первая студия МХТ, уже создали спектакль по повести Диккенса. Курс Черкасского, из которого и образовался Городской театр, учился на материале Студии. Это педагогический эксперимент, который заслуживает отдельного рассказа, а сейчас можно сказать что успех предшественников стал для нас своеобразным пропуском в мир театра. Ничего из того, столетней давности спектакля, в нашем нет, никакого цитирования. Но тема истории - о непреходящих ценностях, о Доме и Семье, о вере в чудо - она, конечно же, сохранилась.

И где-то там, на репетициях "Сверчка", за тем самым Очагом начались разговоры и мечты о своем теплом доме, о театре. Потому он и стал первым в репертуаре Городского - несмотря на то, что играем мы его редко, мы сохраняем его как талисман.

Как происходила работа над постановкой? Обращались ли вы к другим спектаклям по этому произведениям, мюзиклам, кинокартинам? Насколько по-разному можно выразить повесть Диккенса языком театра?

Мне всегда интересно, что было сделано до - чаще всего это помогает понять, каких ошибок при работе над произведением можно избежать. Но не так уж и много Диккенса поставлено в кино и театре, все-таки его язык особенный, это такой род литературы, который требует очень бережного инсценирования... как передать дух старой Англии? Как выразить ощущение волшебства, которое у Диккенса находится не в тексте, а в построении фраз? Мы, надо признаться, хулиганили много: у автора нет того обилия Духов домашнего очага, которые появились в нашем спектакле. У автора нет и половины текста, который произносят наши персонажи. И еще в спектакле звучит музыка современных японских композиторов. Но, тем не менее, зрители утверждают, что дух Диккенса нам сохранить удалось.

Спектакль на учебной сцене и в репертуаре "взрослого" театра - изменился ли "Сверчок за очагом" за эти годы?

Думаю, что незначительно. И для меня даже удивительно, как он крепко оказался "сколочен". Но есть одно важное (мое личное) сожаление: мне кажется, ушла та наивность, та бесхитростная вера в историю, которая отличает студентов от взрослых актеров. Это неизбежно: профессионализм приходит на смену хрупкой, тонкой материи проб, когда все совершается впервые, здесь и сейчас. А расстояние между случайной тонкостью и тонкостью профессиональной - оно огромное, годы, может быть не один десяток лет. Нам до профессиональной тонкости еще добираться долго.

На "Сверчка за очагом" много положительных и восторженных отзывов от взрослого зрителя. Как вам удалось сделать спектакль одинаково интересным как для взрослых, так и для детей? Где этот баланс?

Я начинала свой режиссерский путь в ТЮЗе, где главный постулат - это делать для детей так же хорошо, как и для взрослых. Лучше, чем для взрослых. Всю свою режиссерскую жизнь я ищу для каждого спектакля самый емкий, самый простой, самый понятный язык... а это очень сложно - сделать просто. Так что баланс в двух словах не опишешь.

Одно можно сказать: у каждого хорошего спектакля - много слоев, много уровней; и каждый зритель, взрослый или ребенок, воспринимает свой.

Над сценографией спектакля работал художник Александр Якунин. Это была его первая работа для Городского театра? Или ранее он уже работал со студентами?

Мы с Сашей работали уже со студентами - выпускниками предыдущего курса С.Д.Черкасского, делали спектакль "Человек-подушка" МакДонаха... а с Городским - да, это первая его работа. Но потом появилось еще пять, так что у нас действительно очень плодотворное сотрудничество. Артисты любят Санька (так они его называют) - вероятно, не только за талант, но и за тот дух совместного поиска, творчества, который возникает в процессе нашей работы над спектаклями.

Как создается пространство сцены, декорации для спектакля? Как часто проходят обсуждения? Или вы максимально доверяете художнику?

С разными художниками по-разному. Обычно я первая прихожу с каким-то видением, образом. Рассказываю о теме. Мы вместе ищем адекватное, зримое воплощение этой темы в сценическом пространстве... Потом начинается долгий поиск - это нравится, это не нравится, ищем стилистику, затем (чаще всего уже в процессе репетиций) находим много деталей. Подозреваю, что я придирчивый режиссер, дотошный, но (надеюсь) не тоталитарный. Художник для меня очень много значит - пока мы вместе не сочиним мир спектакля, пока я не пойму, как в нем жить артистам, я не могу репетировать спектакль.

В спектакле заняты многие артисты театра. Сложно ли было подбирать роли?

Роли подбирались, когда артисты были еще студентами. И не просто подбирались - студенты делали заявки на персонажей, на Духов Дома... так что ни одна роль не была дана просто распределением - каждый боролся за то, чтобы сыграть то, что он хочет.

А у вас есть любимый персонаж спектакля? Может быть, дух света или дух игрушек?

Сложно сказать, я вообще не склонна симпатизировать персонажам - я их создаю, а значит знаю все их хорошие и плохие черты. Конкретно в этом спектакле - пожалуй, нет. В других есть :)

Кому бы вы посоветовали посмотреть этот спектакль Городского театра?

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам, детям - для интереса, всем влюбленным - для узнавания, всем одиноким - для душевной теплоты, почитателям классики - для встречи с Диккенсом, любителям Хаяо Миядзаки - для атмосферы.

Автор: Фото: Александра Данилова
Наталия Лапина
Спектакль "Сверчок за очагом, или Сказка о семейном счастье"
Рекомендованы для посещения Петербургом2
ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийУкроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой КонюшеннойИлорантаБаза отдыха ИлорантаМузей уличного искусства Музей уличного искусства

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Александра Магелатова: Александра Магелатова: "Татьяна всегда была для меня тайной" Театр "Приют комедианта" открыл новый сезон премьерой спектакля "Онегин". Актриса Александра Магелатова, которая играет роль Татьяны, рассказала, почему она ненавидит Онегина и почему её героиня — девочка со странностями....
Главное в Петербурге
Добавьте концерт Эннио Морриконе в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 5 ноября в Ледовом дворце.

Добавьте концерт Гару в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 12 ноября в БКЗ "Октябрьском".