Пасмурно  +15…+15°C
Вход Добавить на сайт
Главная / Материалы / Про деньги, эксперименты и менеджмент: Давид Жарницкий и Игорь Сергеев о независимом театре

20 октября 2017 г. 16:08 2735 Театр

Про деньги, эксперименты и менеджмент: Давид Жарницкий и Игорь Сергеев о независимом театре

С 11 по 19 ноября 2017 года в городе будет проходить второй форум независимых театров "Площадка" - шоукейс постановок ведущих петербургских негосударственных театров и авторских проектов. Порассуждали вместе с создателями форума - директором Давидом Жарницким и арт-директором Игорем Сергеевым, как это - заниматься независимым театром в Петербурге.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Давид, Игорь, как бы вы описали ситуацию – что происходит с независимым театром сегодня? Кажется, что именно сейчас в Петербурге происходит достаточно активное его развитие – появляются новые имена, открываются площадки.

Давид Жарницкий: Такое ощущение, будто в Петербурге больше негосударственных театров, чем во всех остальных городах страны вместе взятых. Это не новый тренд, многие из этих театров существуют по двадцать и более лет. Именно в нашем городе сложился такой благоприятный для всех свободных художников климат, что независимое искусство, и театр в том числе, процветает. Разумеется, он сталкивается с огромным количеством препятствий, но сейчас мы видим очередной виток подъёма: появляются новые коллективы, проекты и фестивали, появляются новые сценические формы, которые захватывают даже сцены больших государственных театров. Театр обретает независимость от самого себя старого и двигается вперед.

Игорь Сергеев: Да, мне кажется, что это очень характерное явление нашего времени. Сейчас каждый второй актерский курс с Моховой запускает собственный театральный проект. Открываются не только новые театральные площадки, но и в пространствах, совершенно не предназначенных для театра, играют спектакли или создают события, которые объединяют театр, музыку и разные перформативные практики.

Мне кажется, первый такой взрыв независимого искусства был в нашей стране во времена перестройки, и тут причины понятны. Сейчас это происходит отчасти вследствие того, что независимому театру, благодаря Интернету и социальным сетям, гораздо проще выстраивать коммуникацию со зрителем.

Ведь каким бы супер-экспериментальным театр ни был, без зрителя все теряет смысл. Ну и сейчас независимым театром занимается поколение, которое выросло уже в девяностые и нулевые, – более мобильное и свободное. Это поколение, которое с большой готовностью включается в любой театральный стартап.

Вероятно, главная проблема большинства независимых театров – отсутствие серьезной материальной поддержки со стороны государства. На что существуют такие театры? Какие есть возможности для получения поддержки?

Д.Ж.: На самом деле, если говорить про Санкт-Петербург, то здесь независимые театральные проекты в сравнительно выгодном положении: наш город ежегодно выделяет огромное количество субсидий разнообразным культурным проектам, на это и живут многие негосударственные театры. Тем не менее, финансирования не хватает. Театры пытаются выживать: получают самые разные гранты (их, например, активно раздает СТД – Союз Театральных Деятелей России), делают коллаборации и ко-продукции, привлекают спонсоров и учатся продавать билеты. Профессиональная часть нашего Форума предполагает установление подобных деловых контактов и включает в себя обучение арт-менеджменту.

И.С.: Санкт-Петербург – один из немногих городов страны, где существует хоть какой-то механизм поддержки независимого театра в виде ежегодной субсидии от Комитета по культуре. Но для многих театров, у которых есть собственная площадка, это деньги, которые дай бог покрывают аренду. Основной постоянный источник доходов – это проданные билеты, но и этого (даже в случае хороших кассовых сборов) хватает, чтобы только покрыть затраты на показ. Основная проблема всегда – найти деньги на выпуск нового спектакля.

Помимо субсидий комитета и грантов минкульта, Фонд Прохорова и СТД ежегодно объявляют серию конкурсов, где независимые театры могут получить деньги на новые проекты. Гёте институт, Швейцарский фонд Про Гельвеция довольно открыты к сотрудничеству. Но тут наше государство, напуганное оранжевыми революциями и "майданами", своим законом об иностранных агентах конечно, обрубило довольно много возможностей совместных проектов с зарубежными фондами.

Площадка Vol. 1

Может быть, вы могли бы привести удачный пример формата существования независимого театра? Если не в нашей стране, то за рубежом. Какая модель оптимальна для настоящего времени?

Д.Ж.: Коммерчески успешных театральных проектов в нашей стране не так много, такие вещи требуют громадных инвестиций. Они есть в сфере музыкального театра – это франшизы известных мюзиклов; сейчас появились модные иммерсивные шоу, такие как "Черный русский". Кроме того, никто не отменял и антрепризу, но мы с вами не будем называть это искусством. Однако это правильно, если театр будет зарабатывать деньги, артисты – обычные люди, они хотят что-то кушать.

Вообще, театр бывает только государственным, коммерческим и любительским. Последнее – не в смысле непрофессионализма, а от слова "любить". Некоторым коллективам вовсе и не нужны деньги, ребята творят ради идеи, скидываются на исходящий реквизит и smm-менеджера. Что нужно всем – так это аудитория.

Насчет "идеальной модели театра" пока что рано говорить. В общем-то, на данный момент я не могу назвать ни одного независимого в плане и бюджета, и эстетики театра, у которого не было бы трудностей – либо с финансами, либо с площадкой, либо еще с чем похуже.

Спектакль "Завтрак для чемпионов"

И.С.: Я, наверное, скажу сейчас очевидную вещь, но мне кажется для любого независимого театра в первую очередь важен эффективный менеджмент. В независимом театре с его минимальными ресурсами, в отличие от государственных, это – основной залог выживания и развития. Конечно, важно делать хорошие спектакли, но сейчас театр (как и все современное искусство) существует в очень субъективных категориях оценки. В таких предлагаемых обстоятельствах важно каждому конкретному театру и спектаклю находить своего зрителя и работать адресно с привлечением аудитории.

Оптимальная модель развития независимого театра, а не выживания, я думаю, должна строиться на трех возможных источниках финансирования. С одной стороны, участие в конкурсах на получение субсидий и грантов от государства. С другой, собственные заработанные средства. И третий - это частные фонды и бизнес.

Что касается бизнеса, то тут, конечно, совсем печально. И чтобы все сдвинулось с мертвой точки, нужен, в первую очередь, шаг со стороны государства в виде закона о меценатстве и налоговых послаблений в случае поддержки театра и культурных проектов. Об этом все говорят изо дня в день, но пока результата нет.

Сейчас Минкульт выступил с идеей отобрать часть финансирования у государственных театров и допустить возможность, что в режиме конкурса некоммерческие организации смогут делать на эти деньги свои проекты. С одной стороны, радует, что государство вдруг обратило внимание на независимый театр. Но с другой, делать это за счет урезания бюджета гостеатров абсолютно неадекватно.

Спектакль "Мест нет"

А как привлечь зрителя на спектакли независимых театров, на ваш взгляд? Кто-то боится современного театра, кому-то он непонятен, кто-то просто не готов отдавать деньги за билет на спектакль не слишком известного театра, предпочитая "проверенное" искусство. Как работать со зрителем?

Д.Ж.: К сожалению, несмотря на такой подъем в сфере культуры и театра в частности, проблемы с "заполняемостью" сейчас есть у всех театров. Просто, если для Александринского театра это не так критично (хотя и очень важно!), ведь у них есть бюджет и они не зависят напрямую от своих продаж, то, например, для андеграундного Этюд-театра аудитория – это жизненно необходимый источник дохода. Я мечтаю, чтобы оба эти театра были каждый вечер набиты публикой до отказа, ведь театр в принципе не живет без зрителя.

В Петербурге уже не так сильно боятся "современного театра". Общество постепенно привыкает к новому. Меняя язык искусства, художник меняет саму жизнь. Да, самые экспериментальные проекты намного чаще появляются как независимые, но и на сцене государственных театров мы часто видим актуальное искусство.Для независимых театров вопрос стоит даже не в том, что такой театр "пугает", или что билеты слишком дорогие, вообще нет причин не покупать билет в малоизвестный, но хороший театр: проблема как раз в отсутствии известности. Про независимые театры почти никто не знает. Поэтому нужна реклама, поэтому нужен грамотный SMM, а все это упирается в деньги.

Спектакль "Топливо"

И.С.: Любому театру, в первую очередь, важно, как бы пафосно ни звучало, сформулировать четко свою художественную позицию. И уже в зависимости от этого пытаться максимально конкретно представить, кто его зритель, где он обитает и как сделать так, чтобы он о вас узнал.

Очень часто (особенно в государственных театрах) в одной афише можно встретить коммерческую антрепризу и абсолютно экспериментальный "незрительский" спектакль. Позиционируют это как многообразие репертуара, которое должно привлекать зрителя. Но, мне кажется, часто такой "супермаркет" приводит к обратным результатам.

У любого независимого театра бюджет на рекламу минимален, и подчас единственное, что может приносить реальный результат, – это грамотная работа в соцсетях. Ну и главный и самый древний механизм продаж - сарафанное радио. Эффективнее него, мне кажется, нет ничего.

При этом ведь и публика в негосударственных театров немного иная. Лично меня демократизм и открытость независимого театра располагает больше, чем академичность государственных, с их пафосом и грустными бутербродами в буфете.

Спектакль "Чайка над Вишневым садом"

Форум независимых театров "Площадка" состоится в Петербурге во второй раз. Расскажите, как возникла идея создания форума, какие цели вы ставите перед собой?

Д.Ж.: У нашего Форума всего две глобальных цели: поддержать независимое искусство и рассказать широкой общественности об этом замечательном явлении. Все организаторы так или иначе связаны с независимым театром, мы все работаем в этой сфере, у нас есть проблемы, и мы понимаем, что проще и правильнее их решать вместе. Для профессионального сообщества мы организуем большую дискуссионную программу, где молодые практики и менеджеры, а также все любители театра смогут пообщаться с важнейшими деятелями независимого театра, послушать лекции ведущих театроведов и продюсеров. А для жителей нашего города мы собрали эксклюзивную программу, которая включает в себя лучшие спектакли независимых театров Петербурга.

Какие изменения ждут участников второго форума? Какие ошибки или недоработки первого вы, возможно, учли? Что нового привнесено в программу?

Д.Ж.: В этом году программа стала больше и разнообразнее. В частности, в прошлом году мы поняли, что нам нужно больше времени, чтобы обсудить друг с другом проблемы и перспективы независимого театра. Дискуссионная программа, которая пройдет на Новой сцене Александринского театра, в этом году сильно расширена и заденет все проблемные аспекты независимого искусства. Я уверен, что эти мероприятия будут интересны не только профессионалам, так как мы затрагиваем широкий спектр тем и приглашаем самых разных спикеров: среди них и режиссеры, и искусствоведы, и философы, и даже Андрей Курпатов придет к нам поговорить о современном театре.

Андрей Курпатов

В этот раз отдельная программа фестиваля будет посвящена перформансу. С чем связано так расширить спектр тем форума?

Д.Ж.: Мы живем в такое время, когда границы жанров и даже видов искусства постепенно стираются. Современное искусство очень разнообразно, и мы не хотим ограничиваться традиционным драматическим театром. Перформанс – очень важное для театра явление, и в Петербурге работает большое количество мастеров этого жанра. В этом году мы решили подготовить специальную трехдневную перформативную программу совместно с пространством "Сдвиг", на площадке которого пройдут эти события.

"Все как у людей" (ТехноЛаборатория)

И.С.: Перформативная программа – важная часть этого форума. Между современным жителем Петербурга и современным искусством по-прежнему – стена. И дело не в том, что нравится или не нравится какая-то конкретная работа современного художника, а в том, что современное искусство требует иного восприятия. Оценивать перформанс в системе координат драматического театра не имеет смысла. Важно начать медленно налаживать коммуникацию между художником и зрителем. Без призыва отказаться от традиционного искусства и по-снобски кричать: "Вы дураки! Не читали Лемана и Фишер-Лихте!" Напротив, давать понять людям, что искусство может и должно быть разным. И тут, я думаю, одновременно не правы и те, кто призывает не воспринимать современное искусство как искусство в принципе и начинают все без разбора запрещать и загонять его снова в подвалы. И те, кто с неистовством кричит об отказе от традиций, школы и призывает сжечь МХАТ им. М. Горького.

Тот уровень агрессии, непонимания и ненависти к иначе мыслящим достигает уже предела. И театральное профессиональное сообщество в разжигании этой вражды не отстает. Форум открывается спектаклем "Мария Стюарт", события которого происходят на фоне довольно идентичного культурного, религиозного и социального раскола единого народа. Меняются идеологии, культурные парадигмы, но все та же ситуация абсолютной глухоты и ненависти к человеку, который думает иначе, чем ты. Не надо быть историком, чтобы увидеть, как события повторяются из века в век и к каким последствиям глухота и агрессия приводят.

Спектакль "Мария Стюарт"

На что вы ориентировались, составляя программу в этом году? Какие театры будут принимать участие в форуме впервые?

Д.Ж.: Наша главная цель – представить срез живого искусства, составить программу из наиболее важных примеров актуального независимого театра. В нее вошли как и давно существующие и известные коллективы, так и только что созданные, репертуарные театры и экспериментальные проекты. Среди молодых театров мы видим Городской и Социально-художественный театры – это вчерашние выпускники Театральной академии, которые целыми курсами решили продолжать творить, и всего за один год успели стать признанными и критиками, и зрителями. Очень интересен и Малый Театр Кукол, созданный по инициативе молодого, но очень плодовитого режиссера Чакчи Фросноккерса.

Спектакль "Мой дедушка был вишней" (Малый театр кукол)

Будут ли в программе форума представлены спектакли в жанре сайт-специфик театра?

Д.Ж.: Сайт-специфические проекты – это такой вид театра, когда он выходит за границы привычного пространства. Это одна из форм "независимости", которой может обладать театр, поэтому для нас очень важен этот жанр. Тем не менее, в Петербурге существует отдельный фестиваль, который занимается сайт-спецификом – летний фестиваль "Точка доступа". Мы же стараемся составить программу максимально разнообразно, чтобы создать у зрителя полноценную картину независимого театра города. В этом году в рамках нашего Форума пройдет премьера сайт-специфического спектакля "Любовь и деньги" Нового императорского театра (действие разворачивается в модном барбер-шопе), будет показан спектакль "Старик и море" в рамках экспериментального проекта "ТЕАТР. НА ВЫНОС", который пройдет на затопленной заброшке в центре города. В необычном месте пройдет и спектакль Театро Ди Капуа "Слово и дело" – в катакомбах старинной церкви на Невском проспекте.

Спектакль "Слово и дело"

Какие вы сделали открытия лично для себя во время подготовки форума?

Д.Ж.: Мы всегда обязательно смотрим сами спектакли, которые хотим включить в программу. Лично я открыл для себя, к примеру, Театр Поколений, понаблюдав за их лабораторной работой. В рамках Форума также пройдет показ результатов их ноябрьской международной лаборатории.

Вообще лабораторные поиски – важная часть жизни театра. На Форуме, помимо основной программы, мы запускаем собственную режиссерскую лабораторию, на которой, возможно, зажгутся новые звезды независимого искусства.

Театральная лаборатория "100 лет, которые потрясли мир"

И последний вопрос – что станет для вас показателем того, что форум удался?

Д.Ж.: Полные залы на всех спектаклях и лекциях!

Игорь Сергеев, Давид Жарницкий
Форум независимых театров "Площадка Vol.2"
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Anvio VRАттракцион виртуальной реальности Anvio VRЛагерь Высотного города Лагерь Высотного городаЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийШкола Бенуа Школа Бенуа

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
В уборной отеля и на вокзале: самые неожиданные места, где сыграют спектакли в Петербурге В уборной отеля и на вокзале: самые неожиданные места, где сыграют спектакли в Петербурге Разговор беженцев на вокзале, жалобы трёх дам в уборной, мечтательный гастробайтер-театрал и спектакль в торговом центре. С 19 июля по 5 августа в Петербурге состоится Летний фестиваль искусств "Точка доступа". Рассказываем, в каких необычных локация пройдут спектакли в рамках события....
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт Дельфина в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 19 августа на крыше Roof Place.

Добавьте фестиваль "Акустика Счастья" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на фестиваль 18 августа в Юсуповском саду.