5590
Про деньги, эксперименты и менеджмент: Давид Жарницкий и Игорь Сергеев о независимом театре
С 11 по 19 ноября 2017 года в городе будет проходить второй форум независимых театров "Площадка" - шоукейс постановок ведущих петербургских негосударственных театров и авторских проектов. Порассуждали вместе с создателями форума - директором Давидом Жарницким и арт-директором Игорем Сергеевым, как это - заниматься независимым театром в Петербурге.
Давид, Игорь, как бы вы описали ситуацию – что происходит с независимым театром сегодня? Кажется, что именно сейчас в Петербурге происходит достаточно активное его развитие – появляются новые имена, открываются площадки.
Давид Жарницкий: Такое ощущение, будто в Петербурге больше негосударственных театров, чем во всех остальных городах страны вместе взятых. Это не новый тренд, многие из этих театров существуют по двадцать и более лет. Именно в нашем городе сложился такой благоприятный для всех свободных художников климат, что независимое искусство, и театр в том числе, процветает. Разумеется, он сталкивается с огромным количеством препятствий, но сейчас мы видим очередной виток подъёма: появляются новые коллективы, проекты и фестивали, появляются новые сценические формы, которые захватывают даже сцены больших государственных театров. Театр обретает независимость от самого себя старого и двигается вперед.
Игорь Сергеев: Да, мне кажется, что это очень характерное явление нашего времени. Сейчас каждый второй актерский курс с Моховой запускает собственный театральный проект. Открываются не только новые театральные площадки, но и в пространствах, совершенно не предназначенных для театра, играют спектакли или создают события, которые объединяют театр, музыку и разные перформативные практики.
Мне кажется, первый такой взрыв независимого искусства был в нашей стране во времена перестройки, и тут причины понятны. Сейчас это происходит отчасти вследствие того, что независимому театру, благодаря Интернету и социальным сетям, гораздо проще выстраивать коммуникацию со зрителем.
Ведь каким бы супер-экспериментальным театр ни был, без зрителя все теряет смысл. Ну и сейчас независимым театром занимается поколение, которое выросло уже в девяностые и нулевые, – более мобильное и свободное. Это поколение, которое с большой готовностью включается в любой театральный стартап.
Вероятно, главная проблема большинства независимых театров – отсутствие серьезной материальной поддержки со стороны государства. На что существуют такие театры? Какие есть возможности для получения поддержки?
Д.Ж.: На самом деле, если говорить про Санкт-Петербург, то здесь независимые театральные проекты в сравнительно выгодном положении: наш город ежегодно выделяет огромное количество субсидий разнообразным культурным проектам, на это и живут многие негосударственные театры. Тем не менее, финансирования не хватает. Театры пытаются выживать: получают самые разные гранты (их, например, активно раздает СТД – Союз Театральных Деятелей России), делают коллаборации и ко-продукции, привлекают спонсоров и учатся продавать билеты. Профессиональная часть нашего Форума предполагает установление подобных деловых контактов и включает в себя обучение арт-менеджменту.
И.С.: Санкт-Петербург – один из немногих городов страны, где существует хоть какой-то механизм поддержки независимого театра в виде ежегодной субсидии от Комитета по культуре. Но для многих театров, у которых есть собственная площадка, это деньги, которые дай бог покрывают аренду. Основной постоянный источник доходов – это проданные билеты, но и этого (даже в случае хороших кассовых сборов) хватает, чтобы только покрыть затраты на показ. Основная проблема всегда – найти деньги на выпуск нового спектакля.
Помимо субсидий комитета и грантов минкульта, Фонд Прохорова и СТД ежегодно объявляют серию конкурсов, где независимые театры могут получить деньги на новые проекты. Гёте институт, Швейцарский фонд Про Гельвеция довольно открыты к сотрудничеству. Но тут наше государство, напуганное оранжевыми революциями и "майданами", своим законом об иностранных агентах конечно, обрубило довольно много возможностей совместных проектов с зарубежными фондами.
Площадка Vol. 1
Может быть, вы могли бы привести удачный пример формата существования независимого театра? Если не в нашей стране, то за рубежом. Какая модель оптимальна для настоящего времени?
Д.Ж.: Коммерчески успешных театральных проектов в нашей стране не так много, такие вещи требуют громадных инвестиций. Они есть в сфере музыкального театра – это франшизы известных мюзиклов; сейчас появились модные иммерсивные шоу, такие как "Черный русский". Кроме того, никто не отменял и антрепризу, но мы с вами не будем называть это искусством. Однако это правильно, если театр будет зарабатывать деньги, артисты – обычные люди, они хотят что-то кушать.
Вообще, театр бывает только государственным, коммерческим и любительским. Последнее – не в смысле непрофессионализма, а от слова "любить". Некоторым коллективам вовсе и не нужны деньги, ребята творят ради идеи, скидываются на исходящий реквизит и smm-менеджера. Что нужно всем – так это аудитория.
Насчет "идеальной модели театра" пока что рано говорить. В общем-то, на данный момент я не могу назвать ни одного независимого в плане и бюджета, и эстетики театра, у которого не было бы трудностей – либо с финансами, либо с площадкой, либо еще с чем похуже.
Спектакль "Завтрак для чемпионов"
И.С.: Я, наверное, скажу сейчас очевидную вещь, но мне кажется для любого независимого театра в первую очередь важен эффективный менеджмент. В независимом театре с его минимальными ресурсами, в отличие от государственных, это – основной залог выживания и развития. Конечно, важно делать хорошие спектакли, но сейчас театр (как и все современное искусство) существует в очень субъективных категориях оценки. В таких предлагаемых обстоятельствах важно каждому конкретному театру и спектаклю находить своего зрителя и работать адресно с привлечением аудитории.
Оптимальная модель развития независимого театра, а не выживания, я думаю, должна строиться на трех возможных источниках финансирования. С одной стороны, участие в конкурсах на получение субсидий и грантов от государства. С другой, собственные заработанные средства. И третий - это частные фонды и бизнес.
Что касается бизнеса, то тут, конечно, совсем печально. И чтобы все сдвинулось с мертвой точки, нужен, в первую очередь, шаг со стороны государства в виде закона о меценатстве и налоговых послаблений в случае поддержки театра и культурных проектов. Об этом все говорят изо дня в день, но пока результата нет.
Сейчас Минкульт выступил с идеей отобрать часть финансирования у государственных театров и допустить возможность, что в режиме конкурса некоммерческие организации смогут делать на эти деньги свои проекты. С одной стороны, радует, что государство вдруг обратило внимание на независимый театр. Но с другой, делать это за счет урезания бюджета гостеатров абсолютно неадекватно.
Спектакль "Мест нет"
А как привлечь зрителя на спектакли независимых театров, на ваш взгляд? Кто-то боится современного театра, кому-то он непонятен, кто-то просто не готов отдавать деньги за билет на спектакль не слишком известного театра, предпочитая "проверенное" искусство. Как работать со зрителем?
Д.Ж.: К сожалению, несмотря на такой подъем в сфере культуры и театра в частности, проблемы с "заполняемостью" сейчас есть у всех театров. Просто, если для Александринского театра это не так критично (хотя и очень важно!), ведь у них есть бюджет и они не зависят напрямую от своих продаж, то, например, для андеграундного Этюд-театра аудитория – это жизненно необходимый источник дохода. Я мечтаю, чтобы оба эти театра были каждый вечер набиты публикой до отказа, ведь театр в принципе не живет без зрителя.
В Петербурге уже не так сильно боятся "современного театра". Общество постепенно привыкает к новому. Меняя язык искусства, художник меняет саму жизнь. Да, самые экспериментальные проекты намного чаще появляются как независимые, но и на сцене государственных театров мы часто видим актуальное искусство.Для независимых театров вопрос стоит даже не в том, что такой театр "пугает", или что билеты слишком дорогие, вообще нет причин не покупать билет в малоизвестный, но хороший театр: проблема как раз в отсутствии известности. Про независимые театры почти никто не знает. Поэтому нужна реклама, поэтому нужен грамотный SMM, а все это упирается в деньги.
Спектакль "Топливо"
И.С.: Любому театру, в первую очередь, важно, как бы пафосно ни звучало, сформулировать четко свою художественную позицию. И уже в зависимости от этого пытаться максимально конкретно представить, кто его зритель, где он обитает и как сделать так, чтобы он о вас узнал.
Очень часто (особенно в государственных театрах) в одной афише можно встретить коммерческую антрепризу и абсолютно экспериментальный "незрительский" спектакль. Позиционируют это как многообразие репертуара, которое должно привлекать зрителя. Но, мне кажется, часто такой "супермаркет" приводит к обратным результатам.
У любого независимого театра бюджет на рекламу минимален, и подчас единственное, что может приносить реальный результат, – это грамотная работа в соцсетях. Ну и главный и самый древний механизм продаж - сарафанное радио. Эффективнее него, мне кажется, нет ничего.
При этом ведь и публика в негосударственных театров немного иная. Лично меня демократизм и открытость независимого театра располагает больше, чем академичность государственных, с их пафосом и грустными бутербродами в буфете.
Спектакль "Чайка над Вишневым садом"
Форум независимых театров "Площадка" состоится в Петербурге во второй раз. Расскажите, как возникла идея создания форума, какие цели вы ставите перед собой?
Д.Ж.: У нашего Форума всего две глобальных цели: поддержать независимое искусство и рассказать широкой общественности об этом замечательном явлении. Все организаторы так или иначе связаны с независимым театром, мы все работаем в этой сфере, у нас есть проблемы, и мы понимаем, что проще и правильнее их решать вместе. Для профессионального сообщества мы организуем большую дискуссионную программу, где молодые практики и менеджеры, а также все любители театра смогут пообщаться с важнейшими деятелями независимого театра, послушать лекции ведущих театроведов и продюсеров. А для жителей нашего города мы собрали эксклюзивную программу, которая включает в себя лучшие спектакли независимых театров Петербурга.
Какие изменения ждут участников второго форума? Какие ошибки или недоработки первого вы, возможно, учли? Что нового привнесено в программу?
Д.Ж.: В этом году программа стала больше и разнообразнее. В частности, в прошлом году мы поняли, что нам нужно больше времени, чтобы обсудить друг с другом проблемы и перспективы независимого театра. Дискуссионная программа, которая пройдет на Новой сцене Александринского театра, в этом году сильно расширена и заденет все проблемные аспекты независимого искусства. Я уверен, что эти мероприятия будут интересны не только профессионалам, так как мы затрагиваем широкий спектр тем и приглашаем самых разных спикеров: среди них и режиссеры, и искусствоведы, и философы, и даже Андрей Курпатов придет к нам поговорить о современном театре.
Андрей Курпатов
В этот раз отдельная программа фестиваля будет посвящена перформансу. С чем связано так расширить спектр тем форума?
Д.Ж.: Мы живем в такое время, когда границы жанров и даже видов искусства постепенно стираются. Современное искусство очень разнообразно, и мы не хотим ограничиваться традиционным драматическим театром. Перформанс – очень важное для театра явление, и в Петербурге работает большое количество мастеров этого жанра. В этом году мы решили подготовить специальную трехдневную перформативную программу совместно с пространством "Сдвиг", на площадке которого пройдут эти события.
"Все как у людей" (ТехноЛаборатория)
И.С.: Перформативная программа – важная часть этого форума. Между современным жителем Петербурга и современным искусством по-прежнему – стена. И дело не в том, что нравится или не нравится какая-то конкретная работа современного художника, а в том, что современное искусство требует иного восприятия. Оценивать перформанс в системе координат драматического театра не имеет смысла. Важно начать медленно налаживать коммуникацию между художником и зрителем. Без призыва отказаться от традиционного искусства и по-снобски кричать: "Вы дураки! Не читали Лемана и Фишер-Лихте!" Напротив, давать понять людям, что искусство может и должно быть разным. И тут, я думаю, одновременно не правы и те, кто призывает не воспринимать современное искусство как искусство в принципе и начинают все без разбора запрещать и загонять его снова в подвалы. И те, кто с неистовством кричит об отказе от традиций, школы и призывает сжечь МХАТ им. М. Горького.
Тот уровень агрессии, непонимания и ненависти к иначе мыслящим достигает уже предела. И театральное профессиональное сообщество в разжигании этой вражды не отстает. Форум открывается спектаклем "Мария Стюарт", события которого происходят на фоне довольно идентичного культурного, религиозного и социального раскола единого народа. Меняются идеологии, культурные парадигмы, но все та же ситуация абсолютной глухоты и ненависти к человеку, который думает иначе, чем ты. Не надо быть историком, чтобы увидеть, как события повторяются из века в век и к каким последствиям глухота и агрессия приводят.
Спектакль "Мария Стюарт"
На что вы ориентировались, составляя программу в этом году? Какие театры будут принимать участие в форуме впервые?
Д.Ж.: Наша главная цель – представить срез живого искусства, составить программу из наиболее важных примеров актуального независимого театра. В нее вошли как и давно существующие и известные коллективы, так и только что созданные, репертуарные театры и экспериментальные проекты. Среди молодых театров мы видим Городской и Социально-художественный театры – это вчерашние выпускники Театральной академии, которые целыми курсами решили продолжать творить, и всего за один год успели стать признанными и критиками, и зрителями. Очень интересен и Малый Театр Кукол, созданный по инициативе молодого, но очень плодовитого режиссера Чакчи Фросноккерса.
Спектакль "Мой дедушка был вишней" (Малый театр кукол)
Будут ли в программе форума представлены спектакли в жанре сайт-специфик театра?
Д.Ж.: Сайт-специфические проекты – это такой вид театра, когда он выходит за границы привычного пространства. Это одна из форм "независимости", которой может обладать театр, поэтому для нас очень важен этот жанр. Тем не менее, в Петербурге существует отдельный фестиваль, который занимается сайт-спецификом – летний фестиваль "Точка доступа". Мы же стараемся составить программу максимально разнообразно, чтобы создать у зрителя полноценную картину независимого театра города. В этом году в рамках нашего Форума пройдет премьера сайт-специфического спектакля "Любовь и деньги" Нового императорского театра (действие разворачивается в модном барбер-шопе), будет показан спектакль "Старик и море" в рамках экспериментального проекта "ТЕАТР. НА ВЫНОС", который пройдет на затопленной заброшке в центре города. В необычном месте пройдет и спектакль Театро Ди Капуа "Слово и дело" – в катакомбах старинной церкви на Невском проспекте.
Спектакль "Слово и дело"
Какие вы сделали открытия лично для себя во время подготовки форума?
Д.Ж.: Мы всегда обязательно смотрим сами спектакли, которые хотим включить в программу. Лично я открыл для себя, к примеру, Театр Поколений, понаблюдав за их лабораторной работой. В рамках Форума также пройдет показ результатов их ноябрьской международной лаборатории.
Вообще лабораторные поиски – важная часть жизни театра. На Форуме, помимо основной программы, мы запускаем собственную режиссерскую лабораторию, на которой, возможно, зажгутся новые звезды независимого искусства.
Театральная лаборатория "100 лет, которые потрясли мир"
И последний вопрос – что станет для вас показателем того, что форум удался?
Д.Ж.: Полные залы на всех спектаклях и лекциях!
Игорь Сергеев, Давид Жарницкий | |
Форум независимых театров "Площадка Vol.2" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|