Облачно  небольшой снег  −2…−2°C
Вход Добавить на сайт
7 ноября 2017 г. 14:34 802 Театр

Разговоры с психологами и страх перед терроризмом: Дмитрий Крестьянкин и Анна Сафронова о спектакле"Мест нет"

14 ноября в рамках форума независимых театров "Площадка Vol.2" в Аненнкирхе будет представлен спектакль "Мест нет" — художественный и социальный проект "Плохого театра", посвященный психологии человека в экстренной ситуции — теракте. Поговорили с режиссером спектакля Дмитрием Крестьянкиным и драматургом, автором пьесы Анной Сафроновой в преддверии показа.

Дмитрий, расскажите немного об истории создания "Плохого театра". Какой смысл вы вкладываете в его название?

ДК: Плохой театр возник, как ответ на капиталистическое снобское существование элитарного искусства. Мы не продаем билетов, но при этом у нас играют только профессиональные артисты. Профессиональные — в значении мастерства и отношения к делу, а не причастности к тому или иному зданию с колоннами и записью в трудовой книжке. Каждый зритель, посмотрев спектакль, может дать столько, сколько захочет. Нам кажется это честнее, чем покупать билет и потом удивляться, почему мне показали ЭТО за такие большие деньги.

Мы делаем спектакли не для того, чтобы угодить кому-либо или заработать, мы просто делаем их. У нас ничего нет, ни постоянной труппы, ни постоянного места, ни зарплат, ничего что могло бы нам мешать, и это хорошо. Мы делаем спектакли, пока они нужны нам и зрителю, как только в этом отпадет надобность — мы уйдем.

Что подтолкнуло вас к созданию спектакля "Мест нет"? Катализатором послужил теракт в петербургском метро? Или же - это ответ на все, что сегодня происходит в мире?

ДК: Теракт в Петербургском метро прозвучал очень близко и физически и психологически, но, думаю, верным будет сказать, что "Мест Нет" — это реакция на сегодняшнюю ситуацию в мире в целом.

Дмитрий Крестьянкин

Анна, спектакль основан на вашей пьесе. Что появилось сначала — замысел режиссера или текст?

АС: Текст уже существовал в формате идеи и концепта продюсеров, набросков и частично собранных интервью, когда мы начали работу с Димой. То, что получилось сейчас, конечно, отличается от первоначального замысла и сюжета пьесы, однако история стала более общечеловеческой, более мифологической. Такая городская легенда.

Как происходила работа над текстом? В одном из интервью вы говорите, что сначала собрали вербатим - интервью и истории обычных людей, а затем придали им художественное звучание.

АС: Так и происходила работа над текстом: сначала мы собрали вербатим, но согласно замыслу, герои должны быть такими архетипами, неживыми существами — они ведь и не живут по-настоящему. Поэтому и нужна была серьезная художественная обработка, нужно было превратить это не просто в истории людей, а именно в историю отстраненную, страшную, одновременно абстрактную и очень близкую. Сложная задача, но благодаря поддержке режиссера и продюсера, надеюсь, у меня получилось.

Анна Сафронова

Предполагаю, что обращаться к теме терактов эмоционально очень сложно — жизнь за последние несколько месяцев очень изменилась, отношение к безопасности стало другим: всюду металлические рамки, постоянные проверки... Общество находится в уже привычном напряжении.. В психологическом плане — насколько вам было сложно обращаться к этой теме? Как долго шла работа?

АС: Работала я над текстом почти четыре месяца. Было сложно именно из-за темы: хотелось сделать пьесу, балансирующую на грани, а в этой теме эта грань, она очень тонкая — шаг в одну сторону — и будет манипуляция зрителем, шаг в другую — и будет слишком холодная, не вызывающая отклика история... это была чисто профессиональная задача, сложности здесь были драматургические у меня, не очень психологические.

ДК: Тема очень деликатна, но я бы не сказал, что она сложнее в эмоциональном плане, чем, например, тема этнической нетерпимости и человеческой ненависти, затронутая мной ранее в спектакле "Наш Класс" в самарском театре "Город". Они разные по ощущениям, но любая серьезная тема эмоциональнозатратна при попытках прикоснуться к ней. Работа режиссера заняла два с лишним месяца.

Для участия в спектакле вы привлекаете профессиональных психологов. Какова их роль?

ДК: Психологи модерируют разговор со зрителями после окончания перформативной части спектакля. Помогают разобраться в себе и отвечают на вопросы, возникшие в результате просмотра спектакля и вне его, относительно поднятых тем.

АС: Психологи помогали мне в работе над созданием наших персонажей-архетипов.

Можно ли сказать, что "Мест нет" — это больше, чем просто спектакль? Какова его роль, на ваш взгляд?

ДК: Мне кажется некорректно и нескромно было бы говорить про то, что спектакль больше чем спектакль. Это просто то, что мы хотим сказать и мы делаем это так, как, на наш взгляд, это нужно. Роль спектакля - дать возможность людям поговорить на волнующие темы небытовым способом. Наверное, это роль, почти каждого спектакля.

Планируете ли вы и в дальнейших проектах обращаться к таким важным, "непроговоренным" темам?

ДК: Я не считаю, что тема терроризма "непроговоренная", но для меня она важна и поэтому я обращаюсь к ней. В дальнейшем, как и прежде, мы будем обращаться к интересующим нас темам и волнующим вопросам.

АС: Я продолжаю эту работу. Например, в конце декабря, как мы надеемся, состоится премьера спектакля "По другую сторону границы", где я выступаю как драматург и со-режиссер, — там мы расскажем о русско-украинских отношениях сейчас, в состоянии военного конфликта.

Анна Сафронова, Дмитрий Крестьянкин
Форум независимых театров "Площадка Vol.2"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Андрей Горбатый: Андрей Горбатый: "Наш спектакль — это такая северная история для северных детей" 8 декабря в Литейном доме княгини Юсуповой Городской театр представит свой первый спектакль для детей "День, когда я проснулся" Андрея Горбатого. В преддверии премьеры поговорили с режиссером о скандинавских сказках, трудностях взросления и Астрид Линдгрен. ...
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть один из сувениров к фильму "Тайна Коко".

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть два билета на новогоднее шоу на воде для всей семьи "Сказка о царе Салтане", которое пройдет с 27 декабря по 7 января в центре водных видов спорта "Невская волна".