Облачно  −3…−3°C
Вход Добавить на сайт
8 ноября 2017 г. 11:42 620 Театр

Виктор Бугаков: "Моя Гоголиада не заканчивается..."

В рамках форума независимых театров "Площадка Vol.2" театр "Цехъ" покажет спектакль режиссёра Виктора Бугакова "Нос" – мистическую фантазию по произведениям Н.В. Гоголя. Накануне премьеры поговорили с Виктором о мейерхольдовском "гоголине", параллелях между "Мёртвыми душами", "Ревизором" и "Петербургскими повестями" и трагическом мироощущении писателя.


 

Виктор, спектакль "Нос" – ваша первая режиссерская работа в театре "Цехъ"? Ранее вы фигурировали в театре больше как актер.

Да я и сейчас больше фигурирую, как актёр. Просто в какой-то момент меня стали преследовать очень назойливые фантазии о возможном спектакле по Гоголю, я поделился ими с моими друзьями, коллегами – артистами Театра ЦЕХЪ, им показался интересен мой замысел, и они подбодрили меня – давай, мол, ставь. И вот я исполнился решительности, засучил рукава и начал работу над "Носом".

Нет, я вовсе не решил податься в режиссёры и поставить какой-нибудь спектакль, – "Ой, чего-то надоело мне быть артистом, а ну-ка попробую я себя в режиссуре..." – не было такого. Напротив, прежде мне очень отчётливо стал представляться спектакль, и мой замысел, чем я больше о нём думал, всё больше и больше занимал меня, и только для того, чтобы воплотить его я решился выступить в качестве режиссёра.

Однако, я и сейчас, когда спектакль уже поставлен, очень робею, когда меня называют режиссёром. Всё-таки режиссёр – это сложная профессия, которую нужно постигать ни один год, в этом деле масса тонкостей... Я же, скорее, артист, который сыграл в режиссёра.

Виктор Бугаков

Почему вы решили обратиться к творчеству Николая Гоголя?

Наверное, нельзя сказать, что это Я РЕШИЛ к нему обратиться, скорее это творчество Николая Гоголя когда-то давно, ещё с юношества, завладело мной, и постоянно заставляет к нему обращаться – думать о нём, фантазировать, находиться в постоянном диалоге с этим великим гением русской культуры, Таинственным Карлой, Николаем Васильевичем. Он так давно уже поселился в моём сознании, что я думаю о нём, как о близком друге. Он для меня не великая глыба прошлого, а абсолютно реальное, живое лицо, и если бы мы с ним встретились за чашкой чая, я бы нисколько не растерялся и мог бы с ним много о чём говорить.

Недавно мне задали вопрос – "а в чём актуальность этого произведения?" Про "Нос", разумеется. Мне сам этот вопрос, обращённый к Гоголю, кажется ничтожным и смешным. Для меня это всё равно, что спросить, в чём актуальность Библии.

Есть темы, которые живут вне времени. Вопросы духовности, нравственности человека не могут быть неактуальными, а если они нам кажутся неактуальными, то, значит, с нами что-то неправильное происходит. Короче, может это прозвучит несколько пафосно, ну да и ладно, но есть темы вечные, к которым театр должен обращаться вновь и вновь, и произведения Гоголя, мне кажется, как раз носители вот этих вечных тем.

С чем вы работали во время создания спектакля? Может быть обращались к каким-то работам о творчестве писателя? Из чего сложилась ваша мистерия, ваше представление о Гоголе?

Если говорить о литературе – я много чего читал, но сильнейшее впечатление на меня произвели четыре книги о Гоголе – "Гоголь и чёрт" Мережковского, "В тени Гоголя" Абрама Терца, "Николай Гоголь" В. Набокова и книга А. Воронского "Гоголь". Все они, безусловно, повлияли на замысел спектакля. В процессе работы, мы часто вспоминали о Мейерхольде, о его "Ревизоре", изучали материалы об этом спектакле... Пытались добиться мейерхольдовской выразительности поз, мейерхольдовской игры с ритмами. Андрей Белый писал о его "Ревизоре", что "только Мейерхольду удалось извлечь из Гоголя гоголин". Вот, что такое этот самый мейерхольдовский "гоголин", и как его извлечь – нас очень сильно интересовало. Но всё это, пожалуй, ещё не самое важное. А важно то, как артисты делали материал своим, как они присваивали тему, находили себя в Гоголе, и Гоголя в себе, ведь именно через них художественный мир Гоголя находит своё отражение в наших реалиях. Их нервы, их мысли, их боль, их юмор – это и есть живая ткань спектакля.

В название спектакля вы вынесли именно повесть "Нос", хотя говорите, что это мистерия, в которой переплетаются и другие произведения автора - "Мертвые души", "Женитьба", "Петербургские повести"... Почему все же "Нос"?

Это не мистерия. Не знаю, где вы это прочли, но это неправильно. Мы назвали наш спектакль "мистическая фантазия", мистерия – это всё-таки, совершенно другое, хотя и созвучно "мистике" и звучит красиво. Определённо, что, прежде всего мы ставили повесть "Нос", мы ни в чём не отступили от сюжетного хода этого произведения. Но на эту повесть мы смотрели через призму других произведений Гоголя. Они, как бы, звучат в спектакле отголоском. Да и мне кажется невозможным, занимаясь "Носом", не думать о других "Петербургских повестях", о "Мёртвых душах", "Ревизоре"...

Вот, "Мёртвые души" – главное произведение Гоголя, он шёл к нему всю жизнь, и, так или иначе, оно отображается в других его творениях. Мы искали такие параллели.

Так, например, Ковалёв нам показался предтечей Чичикова, Подточины напоминают дам города NN, а липовый статский советник – Нос, имеет некое сходство с липовым ревизором – Хлестаковым, и тот и другой – фитюлька, сущее ничтожество в обличии генерала. Когда я работал над инсценировкой, подобные рифмы сами лезли в голову, и многие диалоги значительно прибавляли в весе, монтируясь с текстами из "Ревизора", "Мёртвых душ", и другими. В этом, кстати, тоже мейерхольдовская формула подхода к Гоголю – ставить не конкретное произведение, а ставить художественный мир автора.

В анонсе спектакля говорится, что вы работаете с несколькими театральными формами в этом спектакле. С какими? Что для вас было новым и особенно интересным?

В мире Гоголя реальность – выпуклая, осязаемая, сочная реальность – может мигом обратиться в фантасмагорию. Это сплетение мира реального и фантастического – пожалуй, самая важная особенность. Мы пытались создать эти два мира. Я твердил, как заповедь и себе, и артистам – "Упаси господи играть пресловутый "гоголевский гротеск", только бы не впасть в утрированность, в карикатуру, в дурное преувеличение, грубое обозначение какого-нибудь порока... Нет, все персонажи должны быть живыми лицами, мы должны узнавать в них себя". И мы пытались создать абсолютно реальный мир реальных людей. Мне кажется, гоголевский гротеск возникает не в утрированности, не в преувеличении, а в искажении реальности... Но реальность при этом должна возникнуть настоящая.

Создавая фантастический мир Гоголя, мы обратились к хореографии, к театру масок и теней. Но интересно именно то, как всё это переплетается, как одно превращается в другое, как действительность вдруг оказывается миражом, чёртовым обманом, и как за анекдотичностью сюжета может просматриваться трагическое мироощущение Гоголя – вот что важно было найти.

Расскажите немного о музыке, которая будет звучать в спектакле. Она была написана специально для него?

Уже разрабатывая замысел спектакля, понимая, что в спектакле будет много пластики, хореографии, я понимал так же, что очень важную роль будет играть музыка. Но найти музыку гоголевской силы – исступлённую, нервную, как Гоголь, и страшную, и смешную, и трагическую единовременно, найти такую музыку не так-то просто.

Для меня гениальным воплощением Гоголя в музыке является "Гоголь-сюита" Альфреда Шнитке. Но эта музыка, написанная когда-то для спектакля Юрия Любимова, использовалась в театре неоднократно, и, будучи великолепной сама по себе, в театре звучит затёртой, изношенной.

Что делать? Я обратился к моему другу (этой дружбой я очень горжусь) замечательному композитору, Ирине Алексеевне Пеевой (сочинившей музыку почти для всех спектаклей Экспериментальной сцены п./р. А.А. Праудина), с просьбой написать музыку к спектаклю, и она любезно согласилась. Работа с Ириной Алексеевной – это бесценный опыт, который, я, наверное, никогда не забуду. Порой, слушая её музыку к какой-нибудь сцене, я вздрагивал от того, что звучит именно то, что грезилось, мерещилось, ощущалось... Настолько она приобщилась к замыслу, настолько точно могла расслышать мою просьбу! Самое главное, что вышло, на мой взгляд, это то, что музыка стала действующим лицом в спектакле, живым персонажем.

Первая премьера спектакля состоялась в сентябре этого года. Как вы ее оценили сами для себя? Будут ли внесены какие-либо изменения к ноябрьскому показу?

О премьере трудно судить объективно. Слишком много эмоций! Это же первая встреча со зрителем, представляете, как это волнительно! Почти год мы, сокрывшись от людских глаз, колдовали над спектаклем, и вот открываем свой тайник... Нет, здесь пока ещё невозможно дать реальную оценку тому, что произошло, а потому и серьёзных реформ пока не будет. Хотя, конечно, и к ноябрю есть чего подправить, как без этого...

К каким темам вам бы хотелось еще обратиться будучи театральным режиссером?

Так случилось, что после премьеры "Носа" в Театре ЦЕХЪ меня позвали ставить спектакль в Театр "Пушкинская Школа". Для этого театра набран целевой курс в Театральной Академии, в этом году они заканчивают учиться, вот с этими ребятами мы и сочиняем сейчас спектакль, который должен стать и их дипломной работой, и войти в репертуар театра. Угадайте, что мы делаем... "Невский проспект" Гоголя! Бог даст – всё случится... Так что, моя Гоголиада не заканчивается...

Виктор Бугаков
Театр Цехъ, Форум независимых театров "Площадка Vol.2", Спектакль "Нос"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Ольга Васильева, Лилия Бурдинская и Константин Кейхель о конкурсе молодых хореографов в рамках CONTEXT. Diana Vishneva Ольга Васильева, Лилия Бурдинская и Константин Кейхель о конкурсе молодых хореографов в рамках CONTEXT. Diana Vishneva Конкурс хореографов – ключевое событие фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva. За всю историю Конкурса многие талантливые хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Еревана смогли получить экспертную оценку Дианы Вишнёвой, Ханса ван Манена, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко, Самуэля Вюрстена...
Главное в Петербурге
Показать еще
Peterburg2.ru совместно с компанией "Велиния" подготовил для наших читательниц викторину с приятными подарками. Правильно отвечайте на вопросы и выигрывайте один из наборов профессиональной косметики по уходу за телом.