Интересность : Сама по себе библиотека ничего необычного, однако организаторам мероприятий там все же хочется сказать спасибо. Проводят много интересных концертов, лекций, выставок. Причем приходит народу очень много, первые разы даже удивлялся.
Расположение : Буквально в двух шагах от Васьки
Интерьер : В библиотеках не так важен интерьер, куда больше важен запах книг!
Обслуживание : Сотрудники всегда подскажут, что почитать, если идей нет, а хочется. Рассказывают о поступивших новинках. Благодаря им еще приятнее приходит в библиотеку. Добрые люди.
Сотрудники всегда подскажут, что почитать, если идей нет, а хочется. Рассказывают о поступивших новинках. Благодаря им еще приятнее приходит в библиотеку. Добрые люди.
В библиотеках не так важен интерьер, куда больше важен запах книг!
Буквально в двух шагах от Васьки
Сама по себе библиотека ничего необычного, однако организаторам мероприятий там все же хочется сказать спасибо. Проводят много интересных концертов, лекций, выставок. Причем приходит народу очень много, первые разы даже удивлялся.
на страницу отзыва
Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места.
На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Библиотеке №2 им. Л.Н. Толстого.
Наши посетители оценивают Библиотека №2 им. Л.Н. Толстого по расположению и
другим параметрам.
Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
В это день на Васильевском острове | 2 июля 1803 года был осуществлен первый в России полет на воздушном шаре.
Известный французский воздухоплаватель Андре Жак Гарнерен с женой Женевьевой совершил первый в России успешный полет на воздушном шаре. Шар поднялся с Васильевского острова, благополучно пролетел над городом и опустился в лесу на Малой Охте.
Для осуществления полета требовалось официальное разрешение, которое выдал сам император Александр I. Гарнерен прибыл в Россию с рекомендательным письмом от главы министерства иностранных дел Франции Талейрана. До этого показательные полеты Гарнерена состоялись на Елисейских полях в Париже.
Стартовой площадкой стала лужайка в саду Кадетского корпуса. Шар был прикреплен тросами, которые держали солдаты.
За то, чтобы увидеть полет, необходимо было заплатить немалую по тем временам сумму - два серебряных рубля. Несмотря на цену, в день полета сад был забит желающими увидеть небывалое зрелище. Лучшие места у стартовой площадки заняли представители Императорского двора во главе с Александром I.
Больше о полетах на воздушном шаре читайте в журнале "Родина" от 20 июня 2018 года: https://rodina-history.ru/2018/06/20/20-iiunia-1803-goda-sostoialsia-pervyj-v-rossii-polet-na-vozdushnom-share.html?yscl
01.07.2025 в 16:27
🏛1 июля День реставратора
80 лет назад вышло постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда».
1 июля 1945 года в Ленинграде открылись Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские, главной задачей которых стало восстановление исторических памятников, разрушенных во время Великой Отечественной войны.
#Реставрация#Краеведение#Ленинградпослевоенный
01.07.2025 в 11:15
🌷🌿🌤«По переулкам бродит лето…»
Академический переулок – от Академии художеств к Дому Академиков.
Шестиметровый (трехсаженный) переулок соединяет 5-ю и 8-ю линии. Его длина 308 метров. Он один из немногих из первоначальной системы узких проездов, сохранившихся с первой четверти 19 века. Строения по четной стороне переулка представляли собой тыловые, часто хозяйственные флигеля выходящих на набережные Большой Невы парадных зданий.
До 1760-го года переулок начинался от 3-й линии. При строительстве Академии художеств его часть была перегорожена. Свое наименование переулок получил в начале 19 века.
Первоначальная застройка переулка была деревянной. В середине XVIII века началось сооружение каменных зданий. Они имели один-два этажа, в дальнейшем — до трех, так как строительные правила ограничивали высоту зданий размером ширины проезда.
Близость к Академии художеств определила состав жителей домов. Это были выдающиеся художники: В.М. Васнецов, В.М. Максимов, И.Е. Репин, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.А. Савицкий, С.С. Егорнов, П.А. Шиллинговский, скульпторы М.М. Антокольский и И.Я. Гинзбург и многие другие.
Источник: Никитенко Галина Юрьевна «Дома и люди Васильевского острова».
#Домасисторией#Запараднымфасадом#ДомаилюдиВО#АрхитектураВО #Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#Краеведение
22.06.2025 в 10:37
🔊22 июня 1941 года.
Как в первый день Великой Отечественной войны жил Ленинград? Это засвидетельствовал писатель и журналист, военкор ТАСС Павел Лукницкий, который, с первых дней войны встал вместе с другими писателями-ленинградцами в ряды армии, был участником и свидетелем страшных событий родного города, пережил всю осаду. Павел Лукницкий день за днем вел подробные дневниковые записи, которые и помогли ему создать настоящую живую хронику событий осажденного и блокадного Ленинграда.
«22 июня 1941 года. С утра, не включая радио, работал дома. Обратил внимание, что очень уж упорно гудят самолеты. Включил радио — было два часа дня. Услышал сначала сообщение ПВО о введении угрожаемого положения. Оно повторилось дважды. «Учебная тревога, что ли?» Но ровно в два — речь, уже обошедшая мир, записанная на пленку. Первое впечатление: ощущение, будто, нарушив космическое равновесие, темная, враждебная масса ворвалась в атмосферу Земли. И вслед за сумятицей мыслей сразу ясность: всё мое личное, неразрешенное, беспокоившее до сих пор, — с этой минуты незначительно и для меня не важно. Его нет, будто оно смыто внезапной волной. И мгновенное решение: мое место — в строю, немедля, сегодня же!..
...В волнении спешу к телефону, звоню в «Правду»: «Я в вашем распоряжении. Чем могу быть полезен?» Ганичев в ответ: «Напишите корреспонденцию о Ленинграде».
Пишу о спокойствии города Ленина, спокойствии особенном — выдержанном и строгом. О зеленеющих, как и вчера, садах и скверах, в которых по-прежнему резвятся дети. О лицах прохожих. О народе, толпящемся у репродукторов. О решимости, о том, что сегодня фашизм подписал себе смертный приговор…
…Семнадцатилетняя девушка, дежурная пункта ПВО, сидит у подъезда большого дома на улице Щорса. Девушка только что проверила познания своей подруги, которая сменит ее, и теперь ведет разговор: „Смотрю я на небо — видите, серебряные „ястребки“? Все время слежу за ними. И, знаете, душа спокойна: узнают теперь лицемеры проклятые, какие у нас „ястребки“!..
...Сегодня — воскресный день. Но, едва узнав о вероломном нападении фашистов, каждый ленинградец спешит связаться со своим заводом, предприятием, учреждением: он ждет распоряжений, он готов в любую минуту примкнуть к своим братьям, уже ведущим войну. Те, кто получил ответ, что свой воскресный день могут провести, как обычно, не меняют задуманной еще накануне, до войны, программы отдыха. По серебрящейся в лучах солнца Неве бегут пароходики к Парку культуры и отдыха. На стадионе играют в футбол и теннис. Устье Невы бороздят белопарусные яхты. Кино и театры работают, как всегда… Но каждый ленинградец полон мыслей о своем долге. Каждый проверяет себя: все ли сделано им, чтоб быть безусловно готовым к бою?..
…И еще я пишу о бесстрашии, мужестве, твердости, единодушии, о великих традициях ленинградцев, о том, как вели себя они в прошлых, достойно пережитых испытаниях… Я закончил статью словами: «Каждый знает: война с вероломным врагом будет победной»...
Корреспонденция моя называется «На боевых постах» и уже передана в Москву по телефону…»
Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду: Дневник. - Ленинград : Лениздат, 1988. http://cbs-vo.spb.ru/web/guest/catalog/-/books/10146235-skvoz-vsyu-blokadu
Фото: Ленинградцы слушают сообщение о нападении гитлеровской Германии на СССР
#ВеликаяОтечественнаявойна#Ленинград
19.06.2025 в 10:37
#День_в_истории_Петербурга
19 июня 1741 года в Петербург после заграничного обучения приехал Михаил Ломоносов. Началось «петербургское» время его жизни, длившийся до самой кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуемная деятельность.
Тридцатилетний Ломоносов был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, начал подводить итоги своим наблюдениям в Германии, составляя книгу по металлургии, писал разные физические и химические «диссертации» для Академии, занимался со студентами и начинал приобретать первую славу как поэт. В это время ученый жил и работал на Васильевском острове.
Подробнее читайте об этом в нашей статье, опубликованной в газете «Василеостровские новости» и размещенной на сайте библиотек http://cbs-vo.spb.ru/documents/20126/401881/2018-18+Ломоносов.pdf/fbc3a342-ea12-d7cb-dd74-33a7d2e592a8?t=1678797215836
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение
18.06.2025 в 12:18
🌿🌤🌷«По переулкам бродит лето…»
Тучков переулок – излюбленное место кинематографистов, так как до наших дней сохранил облик 19 века - историческую брусчатку и колоритные дворы. Здесь снималось множество фильмов различных жанров: «О бедном гусаре замолвите слово», «Прогулка», «Брат», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы».
Переулок идет параллельно Кадетской линии от Двинского переулка до набережной Макарова. Его длина - чуть более полукилометра.
Тучков переулок сменил много названий. Глухим и Биржевым он назывался в конце XVIII и начале XIX века. Встречались его названия как Безымянный и Башмачный. С 1820-х годов вместе с Волховским, Биржевым и Кубанским числился как Загибенин переулок - по фамилии купца А. Загибенина, владевшего участком № 11/5.
Современное название Тучков переулок присвоено 15 мая 1882 года по находящемуся поблизости Тучкову мосту через реку Малую Неву. А мост, в свою очередь, назван по фамилии купца Авраама Тучкова, владельца складов леса на набережной Малой Невы.
В связи с близостью Университета в Тучковом переулке в разное время жили многие ученые, профессора и люди искусства. С 1912 по 1914 годы в доме № 17 по Тучкову переулку жили поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев, ласково называя переулок «Тучкой».
Всем, кто сюда забредет, минуя шумный Средний проспект и Кадетскую -1-ю линии, будет интересно и приятно прогуляться вдоль старинных домов, особенно летним вечером.
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение
17.06.2025 в 14:41
Внимание! Мы изменились!
Друзья, пространство библиотеки им. Л. Н. Толстого на 6-й линии Васильевского острова вскоре откроется после ремонта. Обновились не только интерьеры, но и состав сотрудников, и официальное сообщество в VK , где можно узнать об услугах, мероприятиях и других новостях библиотеки. Переходите по ссылке https://vk.com/lib_tolstogospb?from=groups и присоединяйтесь!
Наша группа переходит в новый формат. Последние два года контент наполняла команда краеведов. Он был посвящен истории Васильевского острова и Санкт-Петербурга в целом. Мы заметили живой интерес к этой теме. Теперь наша группа будет называться «Васильевский в пространстве Петербурга». На своей странице мы будем продолжать радовать вас постами об истории домов, людей, событий нашего любимого города, а также освещать краеведческие события в библиотеках Васильевского острова.
Будем благодарны за обратную связь. Насколько тематика группы вам интересна? Какие у вас есть предложения?
10.06.2025 в 14:15
🌿🌤🌷«По переулкам бродит лето…»
Волховский переулок - проходит от набережной Макарова до Тучкова переулка. Изначально переулок связывал территорию Петербургского морского порта на Малой Неве с жилыми кварталами острова.
В 1798–1821 годах переулок входил в состав Биржевого переулка, а в 1821–1859 годах — в состав Загибенина переулка (по фамилии домовладельца). Современное название Волховский переулок получил 14 июля 1859 года по реке Волхов, в ряду переулках Васильевской части, наименованных по рекам Российской империи. О них мы расскажем в следующих постах.
Здания в Волховском переулке были построены в XVIII веке для купца Саввы Яковлева. Открыв лавку в Санкт-Петербурге, Яковлев через некоторое время стал поставщиком Императорского двора, а позже, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, получил право собирать питейный оброк и подати. Состояние Яковлева составляло по тем временам баснословную сумму — 7 млн рублей. Он был владельцем заводов и фабрик, готовой продукции. Имел дворянский титул.
После революции участки со всеми зданиями были национализированы. В 1923 году эти дома были переданы обществу «Старый Петербург» для размещения в них Музея отжившего культа. Работники музея собирали иконы, иконостасы и другую церковную утварь, изъятую из закрывающихся соборов и церквей Петербурга.
В конце 1930-х годов здания были переданы Академии наук СССР для размещения в них Института цементов. Здесь же находилась редакция журнала «Цемент», а рядом были размещены лаборатории, мастерские, проектные и технические отделы. В 1996 году администрация Санкт-Петербурга передала комплекс зданий СПбГУ, факультету менеджмента, который позднее был переименован в Высшую школу менеджмента.
Изображения:
Перспектива Волховского переулка от Биржевого переулка в сторону Тучкова переулка.
Колокольников И. Л. Портрет Саввы Яковлева. 1767
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ТопонимикаВО
06.06.2025 в 10:48
«Себя как в зеркале я вижу…»
Во времена Пушкина Благовещенского моста еще не было. Чтобы перейти с Адмиралтейского острова на Васильевский Александр Сергеевич пользовался Исаакиевским наплавным мостом – первой и долгое время единственной переправой через Неву. А здание Академии художеств возвышалось над Невой уже более полувека. 1 сентября 1827 года в залах Академии публика впервые увидела портрет Александра Пушкина работы Ореста Кипренского.
На портрете Пушкин изображен одетым по моде того времени: в стильном сюртуке, в клетчатой накидке через плечо – шотландская клетка вошла тогда в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта. В лице - вдохновение, глубокий и в то же время чуть рассеянный взгляд. Портрет, из всех написанных при жизни, был признан лучшим.
Пушкину портрет очень нравился. Об этом можно судить по стихотворному посланию художнику Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
#Пушкин#Академияхудоженств#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#Кипренский
05.06.2025 в 16:14
Сцена на открытом воздухе
В 1862 году на месте замощенной Румянцевской площади решено было устроить общедоступный сад на средства потомственного почетного гражданина и золотопромышленника Степана Соловьева, владевшего домами близ планируемого сада. В 1865 - 1866 годах по проекту архитектора Ковригина был разбит зеленый цветущий сад с искусно разбитыми дорожками и разнообразными деревьями. Вскоре в конце центральной аллеи на площадке у ограды сквера появился музыкальный павильон (точная дата постройки не известна).
Такие летние эстрады, обычно деревянные, стали набирать популярность во второй половине 19 века. Павильон в Румянцевском саду представлял собой беседку на высоком гранитном основании с открытой эстрадой. Для лучшего отражения звука потолок павильона, укрепленный на шести фигурных столбиках, был устроен в виде полусферы. Также было предусмотрено небольшое подвальное помещение для сторожа.
На эстраде павильона для столичной публики регулярно играли духовые оркестры. В 1926 году в Румянцевском саду была произведена реставрация, а в 90-е установлены бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова. Летние театры и эстрады тоже начали восстанавливать.
В книге «Атланты держат небо. Воспоминания старого островитянина» Александр Городницкий писал: «В Соловьевском саду с его стройным Румянцевским обелиском, увенчанным бронзовым орлом и гордой надписью «Румянцева победам», по субботам и воскресеньям играл обычно военный духовой оркестр. Исполнялись по большей части старинные марши и вальсы. Мне почему-то более других запомнился часто звучавший вальс «Осенний сон». Зрительная память связывает с глухими ударами вздыхающего барабана и грустным напевом труб огненно-красную акварель сухих кленовых листьев на песчаных дорожках сада. До сих пор, услышав этот старый вальс, я испытываю странное чувство мечтательной грусти, как будто кто-то теплой и влажной рукой осторожно берет тебя за сердце…»
В 1989 году музыкальный павильон сгорел, лишь в конце 90-х его отремонтировали, но не все элементы декора удалось восстановить. Сегодня в летние дни в конце центральной аллеи Румянцевского зала снова звучит музыка.
Изображения:
Кадр из фильма "Секретная служба Его Величества"
Музыкальный павильон в Румянцевском саду
Фрагмент декора крыши музыкального павильона
План Румянцевского сада. 1880-е годы
Концерт в Румянцевском саду
#Румянцевскийсад#Музыкальныйпавильон#Летняяэстрада#СадыВО#МузыкальныйВО#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#Петер
02.06.2025 в 12:54
Коллеги из библиотеки на Гаванской приглашают совершить прогулки по Васильевскому острову.
02.06.2025 в 12:30
🏛🌿Наши путеводители зовут в путешествие
Приглашаем вас совершить увлекательные прогулки по Васильевскому острову с помощью наших путеводителей, которые размещены на сайте библиотек http://cbs-vo.spb.ru/web/guest/guidebooks
👉Известные имена на карте Васильевского острова.
Издание посвящено выдающимся людям, чьи судьбы связаны с Васильевским островом.
👉Петровское барокко на Васильевском острове.
Путеводитель дает возможность увидеть Васильевский остров таким, каким его видел Петр I и каким его создавали первые архитекторы молодой столицы.
👉Пушкин, Гоголь, Достоевский... Путеводитель по памятным адресам в рамках проекта Литературные силуэты Васильевского.
Издание предлагает совершить прогулки по памятным адресам Васильевского острова, связанным с именами трех великих писателей.
👉Сто шагов от метро. Пешком в историю.
Путеводитель приглашает вас отправиться в увлекательное путешествие по историческим местам Васильевского острова, которые находятся в непосредственной близости от станций метро.
👉Эко-портрет Васильевского острова.
Издание представляет собой попытку собрать сведения обо всех зеленых насаждениях Васильевского острова.
Каждый путеводитель содержит богатый иллюстративный материал и списки литературы для более глубокого исследования темы.
Приятных прогулок!
31.05.2025 в 15:51
Кто такой Николай Бубликов?
Дом Мичуриных имеет двойной адрес: 1-я линия ВО, 40/Репина ул., 41. На этом участке в 1720-1730-х годах было два участка: один принадлежал Петру Курбатову, второй – устюжскому архиерею. В конце столетия купеческие семьи Мичуриных и Ильиных объединили участки в один. В 1830 году архитектор Петр Иванович Габерцетель для жены купца М. Ильина надстроил третий этаж и фасад сделал в форме зрелого классицизма.
Потом участком владела семья адмирала Самуила Алексеевича Грейга, участника обороны Севастополя, устроителя Александровского сада. Следующим владельцем был Григорий Петрович Елисеев – средний сын основателя купеческой династии Елисеевых. Затем дом был куплен церковью Святой Екатерины. Здесь жили художница Зинаида Серебрякова и братья Радловы, художник и режиссер.
В 1910-1930 в этом доме была квартира еще одного художника с говорящей фамилией – Николая Евлампиевича Бубликова (1871-1942). Он родился в семье нежинского грека, купца 2-й гильдии. Окончил гимназию Карла Мая, располагавшейся тогда на 10-й линии, 13, а Бубликовы в это время жили на 14-й линии, 19. Николай долго выбирал между морским, техническим и художественным поприщем. Он еще в младших классах проявлял способности к рисованию, но его привлекали точные науки. Дружба и приятельские отношения с будущим живописцем Павлом Венигом, чей добродушный отец вел уроки рисования в гимназии Карла Мая, повлияли на выбор пути Бубликова.
Так Николай вслед за Павлом поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился у Ивана Шишкина, потом у Архипа Куинджи. И Шишкин, и Куинджи оказали заметное влияние на начинающего живописца. В 1896 году ему было присвоено звание классного художника за пейзаж «Морской берег». Морская тематика была доминирующей в его творчестве, но и красота северной природы на его полотнах никого не оставляет равнодушным. По воспоминаниям - еще в юности он полюбил море и воду. Отец купил сыну-подростку маленькую шлюпку с парусом. Эту шлюпку за смешной вид назвали «Пузырем». На «Пузыре» Николай проводил свои дни. Детская мечта о море реализовалась в картинах художника.
В советское время маринист поднимал вопрос боевой деятельности советского военно-морского флота. Многие его ученики были любителями-моряками.
После начала Великой Отечественной войны художник оставался в Ленинграде. Участвовал в Первой блокадной выставке в залах ЛССХ в январе 1942 года. Умер от истощения в 1942 году на станции Пелла Ленинградской области. В это же время скончался в блокаду и его друг Павел Вениг.
Статья Мурата Тимуровича Валиева о двух товарищах:
https://www.kmay.ru/pub_files/n34.pdf
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ЖительВО#БлокадаВО#Домасисторией#Запараднымфасадом#Дом
30.05.2025 в 15:01
Русский адмирал Анжу в доме на 14-й линии
В начале 19 века на угловом участке № 3/3 между 14-й линией Васильевского острова и Иностранным переулком стояли небольшие деревянные и каменные строения купца Ивана Фуражева. У него в 1850-х годах снимал квартиру контр-адмирал и полярный исследователь Петр Анжу.
Мореплаватель Петр Федорович происходил из богатого и знатного графского рода во Франции. Его дедушка Андриан-Жан (на русский манер Андрей), спасаясь от религиозного преследования, поселился во второй половине 18 века в Москве и работал часовщиком. Отец, Федор Андреевич, служил уездным врачом в Вышнем Волочке, когда 15 февраля (по старому стилю) 1797 года в семье родился мальчик Петя. Папенька мечтал о медицинской карьере для сына, но тот не переносил вида крови.
В девять лет мальчика направили в петербургский частный пансион Сорокина, а через два года мальчика приняли в Морской кадетский корпус, где он прилежно учился и готовился к дальним путешествиям. В 1815 году Петр Анжу успешно окончил Корпус и был произведен в мичманы.
В двадцать три года Петра Анжу назначили для описи северного побережья Сибири и составления карты Новосибирских островов, а в двадцать восемь лет он участвовал в описании северо-восточного берега Каспийского моря и западного берега Аральского моря. В 1827 году молодой офицер отличился в Наваринском сражении и стал георгиевским кавалером. Это было крупное морское сражение в ходе Греческой национально-освободительной революции 1821—1829 годов между соединенной эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.
После возвращения в родной Петербург в октябре 1828 года Петр Федорович женился на Ксении Логиновой, прелестной воспитаннице адмирала Рикорда. Бракосочетание состоялось в церкви Морского кадетского корпуса.
В 1844 году Петр Федорович был произведен в контр-адмиралы и назначен капитаном Кронштадтского порта. Через год после назначения командиром порта он стал действительным членом Русского географического общества. Далее он был членом Морского ученого комитета; директором Департамента корабельных лесов и членом совета Министерства государственных имуществ.
Когда Анжу снимал квартиру на Васильевском острове, он уже получил звание вице-адмирала. У него жил вернувшийся из ссылки декабрист Владимир Штейнгель, сын которого был женат на дочери адмирала. «Сват мой, вице-адмирал Анжу, приютил меня в своей квартире», - писал барона Штейнгель.
Адмирал Анжу скончался в 1869 году. Прославленного путешественника и моряка похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. Именем морского офицера и исследователя Арктики названа одна из групп Новосибирских островов, а также мыс в море Лаптевых.
Изображения:
Современный вид дома № 3/3 на пересечении 14-й линии и Иностранного переулка
Портрет Петра Федоровича Анжу
Вид на угловой дом № 3/3 до революции
#домасисторией#запараднымфасадом#Анжу#МорскойВО#Иностранныйпереулок#14линия#домавфокусе#Васильевскийостров#Ва
28.05.2025 в 15:15
Воспоминание о Толстовском музее
Большой пр. ВО, 6/2-я линия ВО, 13/Репина ул., 14 – это доходный дом Василия Федуловича Громова. Это петербургский купец 2-й гильдии, лесопромышленник, благотворитель, садовод и защитник животных. Громов родился в семье старообрядца. Его страстью были цветы, лошади, музыка и картины. На его деньги перестраивали Смольный собор, благоустраивали Лопухинский сад, где Громов построил дачу для неимущих студентов. В честь него назван один из видов чертополоха - Gromovia pulchella.
Именно в этом доме по Большому проспекту летом 1912 года поселился Толстовский музей, представляющий подлинные вещи Льва Николаевича Толстого. Общество Музея состояло из 216 членов, Совет из 12 человек. Заведующий Музеем – историк литературы василеостровец Всеволод Измаилович Срезневский, который часто проводил посетителям небольшие экскурсии и давал пояснения к экспонатам.
В книге воспоминаний «Лихие годы, 1925-1941» (Париж: YMCA-Press, 1977) Анатолия Краснова-Левитина (1915-1991) есть чудесные воспоминания о посещении музея. Анатолий Эммануилович - русский советский писатель, публицист, журналист, участник диссидентского движения в СССР. Окончил Василеостровский вечерний педагогический техникум в Ленинграде. В 1933-1946 годах участник обновленческого раскола в Русской православной церкви, в дальнейшем - историк обновленчества.
«Так началась моя новая жизнь. Бабушка взяла меня под свою эгиду. Мыла, одевала, обувала, всем командовала. Отец достал по ордеру белое длинное меховое пальто. Увидев меня в нем, черного, смуглого, мать сказала: «Муха в молоке». Бабушка тут же начала заботиться и о моем просвещении. Первое место, куда она меня повела, был музей Л.Н. Толстого, который помещался тогда на Большом проспекте Василевского острова. Помню ее слова: «Помни, что первый раз ты услышал о Толстом от бабушки». Помню, с каким благоговением она показывала мне фаэтон, в котором ездил Лев Николаевич. Помню фотографию офицера с хмурым лицом (Толстой в молодости). И двух старых людей (мужа и жену), сидящих в благодушных позах у стола, уставленного фруктами. Взирая на эту картину, бабушка благоговейно произнесла: «Лев Николаевич и Софья Андреевна». Бабушка водила меня смотреть Казанский собор и тоже сказала: «Не забывай, что бабушка тебе впервые показала Казанский собор». К бабушке я быстро привык, полюбил ее и не ставил ее ни в грош».
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ЖительВО#Толстовскиймузей#КрасновЛевитинАЭ#Громо
27.05.2025 в 17:01
На работу в библиотеку
27 мая для нас двойной праздник. В этот день мы отмечаем День нашего любимого города и День библиотек. В далеком 1950 году библиотека Толстого на Большом проспекте стала первым местом работы для выпускницы техникума Людмилы Насановой. О начале в библиотечной профессии она оставила яркие воспоминания, которые хранятся в нашем архиве.
"Впервые с библиотекой Л. Н. Толстого я познакомилась в 1948 году, придя сюда на практику, будучи студенткой 2 курса Лен. библиотечного техникума. До этого, живя на Васильевском острове, я пользовалась библиотекой им. Чернышевского, которая располагалась во дворе дома № 55 по Большому проспекту, т.к. это было ближе к моему дому на Среднем пр. 75. На практику нас направили троих: Лебедева Люся, Мясникова Валя, Маркова Людмила. Нас встретила очень доброжелательная зав. библиотекой Шавельзон Лия Семеновна и она же руководила нашей практикой на разных участках библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел обработки вновь приходящей литературы. <…>
На постоянную работу в библиотеку я пришла после окончания Лен. библиотечного техникума в июле 1950 года. Сначала в отдел обработки и каталогизации, которым руководила Файвишевич Анна Борисовна, человек интеллигентный и очень образованный, из «бывших» как тогда говорили. Анна Борисовна учила меня не только ремеслу, но и умению общаться с другими людьми, что было очень важно в нашей профессии.
Вторым этапом моей работы был читальный зал. Заведовала читальным залом Позина Рахиль Генриховна, человек очень преданный своему делу… Она обслуживала своих читателей очень быстро, т. к. досконально знала свой фонд.
Следующим этапом работы был абонемент. У нее всегда стояли свежие цветы от благодарных читателей, а очередь к ней начиналась на лестнице, но никто не ропщал..."
Изображения:
У книжной полки в библиотеке им. Л. Н. Толстого
Большой проспект, д. 10.
Фрагмент воспоминаний Л. Насановой
#Деньбиблиотек#Воспоминания#БиблиотекаТолстого#БиблиотекаВО#БольшойпроспектВО#Васильевскийостров#Василеостров
27.05.2025 в 12:27
В это день на Васильевском острове | 27 мая 1885 года петербургский морской порт переведен со Стрелки Васильевского острова на Гутуевский остров, открыт Морской канал.
Изначально петербургский морской порт находился на Стрелке Васильевского острова. Однако с появлением пароходов, имеющих более глубокую осадку, а также постройкой Благовещенского моста (наплавного, а позже постоянного) движение судов к Стрелке стало затруднительным. Приходилось в Кронштадте перегружаться на плоскодонные баржи-лихтеры, которые и доставляли товары в Петербург. Это приводило к затратам времени и увеличению расходов.
В 1872 году стали поступать заявления с предложениями по переносу порта на Гутуевский остров и устройству морского канала. Предпочтение было отдано проекту инженера Николая Ивановича Путилова, основателя Путиловского завода. Главная его идея заключалась в соединении трех торговых путей: морского, речного и железнодорожного. Чтобы построить канал, Путилов создал целую флотилию из 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж и паромов. С участием шести земснарядов они поднимали со дна, перегружали и перевозили одновременно более тысячи кубометров грунта. В дно залива забили около десяти тысяч свай. Свайные ряды обшили изнутри досками, заполнили щебнем и землей. Надводные откосы дамб покрыли крупным булыжным камнем, уложенным на слой щебня. Искусственное русло на дне залива надежно соединило город-порт с Мировым океаном.
С открытием морского канала исполнилась заветная мечта Петра Великого — сделать Петербург морским портом, доступным для океанских кораблей иностранных держав. В настоящее время морские суда могут доставлять грузы прямо в петербургский порт, не прибегая к помощи перегрузочных судов.
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ДеньвисторииВО
27.05.2025 в 09:01
В трамвае, набитом битком,—
Средь двух гимназисток, бочком,
Сижу в настроенье прекрасном.
Панама сползает на лоб.
Я — адски пленительный сноб
В накидке и в галстуке красном.
Пассаж не спеша осмотрев,
Вхожу к «Доминику», как лев,
Пью портер, малагу и виски.
По карте, с достоинством ем
Сосиски в томате и крем,
Пулярку и снова сосиски.
Раздуло утробу копной…
Сановный швейцар предо мной
Толкает бесшумные двери.
Умаявшись, сыт и сонлив,
И руки в штаны заложив,
Сижу в Александровском сквере.
Где б вечер сегодня убить?
В «Аквариум», что ли, сходить?
Иль, может быть, к Мэри слетаю?
В раздумье на мамок смотрю,
Вздыхаю, зеваю, курю
И «Новое время» читаю…
Шварц, Персия, Турция… Чушь!
Разносчик! Десяточек груш…
Какие прекрасные грушки!
А завтра в двенадцать часов
На службу явиться готов,
Чертить на листах завитушки.
Однако: без четверти шесть.
Пойду-ка к «Медведю» поесть,
А после — за галстуком к Кнопу.
Ну как в Петербурге не жить?
Ну как Петербург не любить
Как русский намек на Европу?
Саша Черный "Европеец". 1910 год
26.05.2025 в 15:01
#Наши_книги
📚 Площади Санкт-Петербурга
Как много необычных фактов хранит в себе каждая площадь Петербурга! Обогащая свои знания о людях и событиях, связанных с туристическими точками, можно узнать многое о культуре и искусстве Северной столицы. Например, на какой площади можно ощутить дух Византии? Или где в Петербурге можно было увидеть прогуливающихся слонов? Какие площади ассоциируется с «Петербургом Достоевского»?
Авторы увлекательной и богато иллюстрированной книги «Площади Санкт-Петербурга» приглашают читателей погрузиться в историю нашего города и познакомиться с увлекательными секретами как наиболее известных площадей центральной части города - Дворцовая, Восстания, Сенная, Конюшенная, - так и с условно «окраинными» - Ленина, Стачек, Кировской.
http://cbs-vo.spb.ru/web/guest/catalog/-/books/13003235-ploshchadi-sankt-peterburga
23.05.2025 в 11:37
#Дома_с_историей | Доходный дом купца Юнкера | 3-я линия, д. 4, арх. Е. Цолликофер, 1840-1841
Квартал между 3-й линией, Большим проспектом и Университетской набережной представляет собой жилые корпуса и мастерские, в которых проводили свое время студенты и профессора Академии художеств. Замыкает архитектурный облик этого места угловой дом купца Юнкера. Под аркой ворот сохранился вензель владельца «В. Ю.».
В середине 18-го века угловой участок принадлежал капитану Е. Фаминцыну. Для него был возведен каменный одноэтажный на полуподвале дом. В 1840-1841-х годах по заказу очередного владельца купца Юнкера архитектор Егор Цолликофер надстроил здание вторым и третьим этажами, продлил его до границ с соседними участками на Большом проспекте и 3-й линии. Дом отличался особой немецкой аккуратностью. Фасад украсили балконы на чугунных кронштейнах с решетками.
В разное время в доме проживали видные ученые и профессора. Среди первых жителей дома был академик Михаил Остроградский, почетный член Американской, Парижской, Римской и Туринской Академий наук. Он первым из русских ученых занялся аналитической механикой. В 1898-1922-х годах здесь была квартира биолога Александра Догеля и до 1955-го года его сына, тоже университетского профессора и члена-корреспондента Академии наук, зоолога Валентина Догеля. Осенью 1915-го в доме снимал комнату студент университета, будущий писатель Юрий Тынянов.
В этом доме жила семья Дмитрия Ахшарумова, осужденного по делу Петрашевского и пережившего драматическую имитацию казни вместе с Федором Достоевским на Семеновском плацу.
С 1924-го по 1941-й год здесь жил художник Александр Самохвалов, автор картины «Девушка в полосатой футболке», которую нарекли «советской мадонной».
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение
22.05.2025 в 11:35
В это день на Васильевском острове | 22 мая 1756 года учреждено Смоленское кладбище.
Смоленское кладбище официально было учреждено указом Сената от 22 мая 1756 года, в действительности же оно служило местом погребения с самого основания Санкт-Петербурга.
Старинное предание гласит, что здесь поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих, многих из которых тяжелые условия труда, голод и холод быстро свели в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили, с этого времени поле на южном берегу речки и стало называться Смоленским.
Да и где еще можно было хоронить покойников с Васильевского острова, особенно во время ледоходов, бурь и наводнений, когда сообщение с другими частями города прерывалось.
На плане Санкт-Петербурга 1738 года Смоленское кладбище располагалось между Большим и Средним проспектами, за 23-й линией Васильевского острова.
На Васильевском острове находились Российская академия наук, Академия художеств, Горный институт, ряд военно-учебных заведений, и Смоленское кладбище сложилось в основном как пантеон русской науки и культуры.
Одной из самых известных на Смоленском кладбище является могила блаженной Ксении Петербургской.
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ДеньвисторииВО
21.05.2025 в 11:55
В это день на Васильевском острове | 21 мая 1996 года площадь между Российской академией наук и Санкт-Петербургским государственным университетом названа площадью Академика Сахарова.
Небольшая площадь у заднего (северного) торца здания Университета, на пересечении Тифлисской улицы, Менделеевской и Биржевой линий возникла еще в XVIII веке. В связи с 75-летием со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова (1921–1989) безымянная площадь была название в его честь.
В нашей стране и в мире Андрея Дмитриевича Сахарова больше знают как общественного деятеля, однако в первую очередь он был гениальным ученым-физиком. Академик Сахаров считается одним из создателей водородной бомбы, стал основоположником идеи управляемого термоядерного синтеза. Он предсказал появление интернета. Сам ученый главным своим достижением считал открытия в области космологии, то есть теории развития Вселенной.
В 2003 году на площади установлен памятник ученому.
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ДеньвисторииВО
20.05.2025 в 15:00
Скульптор-анималист на Васильевском острове
Артемий (Артур или Артюр) Лаврентьевич Обер родился в Москве в 1843 году. Его дед, поверенный графа Людовика де Жилли, переехал из Франции в Россию в 1792 году, принял русское подданство и стал Николаем Обером. В Москве купил дом, который принадлежал семье до 1917 года. Когда дом был гостиницей, в нем останавливался Александр Пушкин.
Дед известен тем, что поднялся в 1803 году на воздушном шаре над Москвой. Бабушка Мари-Роз Шальме была известной французской модисткой и неоднократно встречалась с Наполеоном. Наташа Ростова из «Войны и мира» Льва Толстого часто посещала ее магазин.
Отец – Лаврентий Николаевич - служил в театральном ведомстве, затем стал управляющим Конторой императорских московских театров.
После окончания классической гимназии Артемий учился на медицинском факультете Московского университета. В 1864 году стал вольноприходящим учеником Академии художеств, потом учился во Франции, занимаясь этюдами зверей зоологического сада.
С 1870 года уже жил в Петербурге, занимаясь в Императорской академии художеств. В 1872 году впервые выставил на академической выставке свои произведения. В 1893 году получил звание академика скульптуры за скульптуры «Волк», «Собака» и другие.
В 1894 женился на Наталье Францевне Вебер. Следующие пять лет скульптор жил и работал во Франции.
Был членом Союза русских художников и общества «Мира искусства», являлся одним из учредителей объединения. Дружил с семьей художника А. Н. Бенуа. Обер известен как мастер анималистической пластики, отличающейся точностью передачи натуры, близок русскому символизму. Создал много фигурок разных животных.
Скончался в октябре 1917 года и похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
В 1935 году вдова передала в Русский музей значительное количество скульптур своего мужа.
Одним их известных адресов семьи Обер на Васильевском острове был доходный дом Федора Шпринга - Тучков переулок, 11/Волховский переулок, 5.
Угловой четырехэтажный дом построен в стиле эклектики в 1898-1899 годах по проекту архитектора Бориса Гиршовича. В доме жили академик Сергей Лебедев, петербурговед и химик Владимир Курбатов, физиолог и биохимик Сергей Костычев, математик Константин Поссе, художник-график Павел Шиллинговский, математик Илларион Шафрановский и его сын Илларион - минералог и кристаллограф. В здании находились мастерские Александра Самохвалова и Владимира Прошкина, частная женская гимназия и французско-немецкий детский сад. Здесь располагалась и редакция первого российского журнала для железнодорожников «Железнодорожная неделя».
Дом известен двором-колодцем, где снимался фильм «Брат» Алексея Балабанова.
Из «Моих воспоминания» А. Н. Бенуа (Книга 4. Глава 10. Второе мартышкинское лето. А. Л. Обер):
«У Обера же душа оставалась французской, лишь с сильной примесью элементов культуры русской» <...> «зверятник» Обер - очень крупный художник» <...> «Он чудесно имитировал различные ревы, рычания, клекоты, мычания; кроме того, он то и дело хватался за карандаш, чтоб несколькими чертами выразить на бумаге самое характерное в «мимике» хищников, в их повадках. Их анатомию он знал назубок и любил прибегать к ней, чтобы особенно наглядно представить собеседнику, в чем кроется красота, грация, сила и, так сказать, целесообразность их движений. <…> Его пленяла жизнь всяких диких тварей, особенно самых яростных и свирепых — львов, тигров, самую «душу» коих он постиг» <...> «Высокий, прямой рост, по-детски поглядывающие глаза, способность до слез смеяться над всяким пустяком, способность при случае и всплакнуть — тоже по-детски, — все это вместе создавало образ и милый и удивительно юный. При этом, однако, нельзя было сказать, чтоб его душа отличалась той доверчивостью, тем оптимизмом, которые свойственны юному возрасту. Напротив, Артюр был очень склонен к пессимистическим прозрениям <…>. Он охотно верил всяким тревожным слухам, он не прочь был и жаловаться на свою действительно не очень благополучно складывавшуюся судьбу <…>. Что же касается его судьбы или, вернее, его художественной карьеры, то он был прав, когда считал себя чем-то вроде неудачника. Настоящим художником Обер не был, хотя он пользовался некоторой, и даже очень лестной известностью, к нему нередко обращались с официальными заказами как частными, так и казенными, он имел звание академика. Но, разумеется, на тусклом фоне русской скульптуры конца XIX в. его мощный и столь своеобразный талант заслуживал иной оценки».
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#Академияхудожеств#ЖительВО#Скульптура#ОберАЛ
19.05.2025 в 10:37
В это день на Васильевском острове | 19 мая 1975 года, 50 лет тому назад, открыт новый каменный Наличный мост через реку Смоленку.
До 1975 года здесь был деревянный пешеходный мостик. Он соединял остров Декабристов и Васильевский остров. Когда на острове Декабристов широко развернулось жилищное строительство, был сооружен современный мост. Название ему дала Наличная улица, которая проложена еще в XVIII веке и носила это название, потому что выходила «на лицо» к взморью.
Со временем территории намывались, и теперь магистраль уже в глубине острова. Каменный мост был сооружен по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитекторов С. И. Евдокимова и П. М. Харитонова.
Наличный мост предназначен для автомобильного, пешеходного и трамвайного движения. По архитектурной композиции мост напоминает старые петербургские мосты с гранитными обелисками на въездах и лестничными спусками к воде. Под сводом конструкции свободно проходят небольшие суда.
Близость залива, простор и открытость ветрам, шумные стаи чаек придают этому месту особое ощущение свободы и романтики.
#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ДеньвисторииВО
18.05.2025 в 11:37
Жду - не дождусь весны и мая,
Цветов, улыбок и грозы,
Когда потянутся, хромая,
На дачу с мебелью возы!
У старой мельницы под горкой,
На светлой даче, за столом,
Простясь с своей столичной "норкой"
Вы просветлеете челом.
Как будет весело вам прыгать
То к чахлой лавке, то к пруду,
Детей к обеду звонко кликать,
Шептать кому-то: "Я приду!..."
И как забавно до обеда,
Когда так яростны лучи,
Позвать мечтателя - соседа
С собой на дальние ключи.
И. Северянин. 1911
Изображение:
- В.Е. Маковский «Приезд на дачу», 1899
16.05.2025 в 11:06
Шире грудь распахнулась для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтобы слиться с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле, широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Иван Бунин. 1886 год
Изображение: Репин И. Е. На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879 год
#Поэзия#Бунин#Литература#ПоэтыПетербурга
15.05.2025 в 17:16
15 мая 1829 года в «Экспозиционном зале» на Васильевском острове открылась первая выставка промышленных и кустарных изделий, созданных исключительно в Российской Империи.
Введение в 1822 году таможенного тарифа на ввозимые заграничные товары благоприятно отразилось на развитии отечественной промышленности, что привело к идее организации мануфактурных выставок, на которых планировалось знакомить публику с успехами отечественных фабрик.
Выставка российских мануфактурных изделий была торжественно открыта в мае 1829 года в так называемых «новых Биржевых строениях», в южном пакгаузе на Стрелке Васильевского острова. Триста двадцать шесть участников из 33 губерний и областей России представили 4041 экспонат.
Вход на выставку был со стороны Биржевой площади. В главную залу вела великолепная парадная лестница. В первом зале, украшенном бюстами основателя отечественных мануфактур Петра I и Николая I, были представлены различные машины и инструменты (математические, физические, хирургические, оптические, земледельческие, мануфактурные и хозяйственные), а также металлические и химические изделия. Во втором зале публике показывали шерстяные и шелковые материи, целые руна с овчарных заводов и льняную пряжу. Тут же имелась писчая бумага и бумажные обои, а в приличных местах поставили мебель, часы и музыкальные инструменты. Восьмой зал, подобно первому, носил официально-торжественный характер: портреты во весь рост Государя Императора и Государыни Императрицы, художественное изображение Воскресения Христова, составленное из дорогих камней, руд и минералов. Рядом – хрусталь, фарфор, зеркальные стекла Императорских заводов, малахитовая ваза и чаши, мраморные бюсты и статуи, бронза, платиновые вещи.
За три недели мануфактурную выставку посетило более 107 тысяч человек. В залах выставки можно было встретить вельмож, генералов и других знатных особ, иностранных министров и путешественников.
За несколько дней до открытия выставку посетил ученый и путешественник Гумбольдт. После осмотра он оставил такой отзыв: «Я не ожидал бы и через тридцать лет таких успехов в России».
#Мануфактурнаявыставка#СтрелкаВО#Васильевскийостров#Василеостровскийрайон#ИсторияВО#Краеведение#ДеньвисторииВО