Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

+7 (812) 417-54-71
Россия Санкт-Петербург ул. Антонова-Овсеенко, д. 1
Адрес Санкт-Петербург, ул. Антонова-Овсеенко, д. 1
Район Невский район (Санкт-Петербург)
Метро Дыбенко улица (1.5 км построить маршрут до метро), Большевиков проспект (1.7 км пройти от метро)
Телефон +7 (812) 417-XX-XX показать
Сайт
Дата открытия на сайте: 12.05.2015
Пожаловаться ПожаловатьсяВнести правки


 

Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.

Современный архив – это целый комплекс, включающий:
– 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи;
– научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга;
– читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь;
– конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов;
– выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.

На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.

Читать полностью


 

Как добраться

Маршрут
Места поблизости
DreamvilleПространство DreamvilleПамятная доска Кнорозову Ю.В. Памятная доска Кнорозову Ю.В.ИзобретателиТеатр ИзобретателиЯвмясо на КржижановскогоРесторан Явмясо на КржижановскогоPinkrabbitМузей Pinkrabbit
PRO МусорМузей PRO МусорМега ДыбенкоНорвежский парк Мега ДыбенкоWARPOINTПарк виртуальной реальности WARPOINT
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынМузей Домик Петра IМузей Домик Петра I Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопаркРадоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивы

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2
Ночь музеев 2015 в Петербурге: куда пойти с детьми

Зоопарк Почему символ Ленинградского зоопарка — белый медведь? Чем знаменита орангутан Моника? В чем уникальность династии жирафов? О радостных...

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга: отзывы посетителей
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Общая оценка  8.50
Оставить отзыв   
28 сентября 2018 г. 23:29 9
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
Продвинуть

Прошедшие события

Официальная группа Вконтакте
Архивы Санкт-Петербурга

сегодня в 08:15


Мастер мемориальных досок Татьяна Милорадович В Санкт-Петербурге, который на этой неделе празднует 321 день рождения, более 1500 мемориальных досок. На первый взгляд неприметные, все они — мраморные и гранитные страницы большой каменной энциклопедии по истории города. Но ещё менее на виду судьбы их создателей — архитекторов, скульпторов и художников — которые смогли подобрать лаконичный и выразительный язык, чтобы рассказать нам о важном. Татьяна Николаевна Милорадович родилась в 1929 году в городе Пушкине в семье художницы Людмилы Милорадович. В годы войны вместе с матерью и младшим братом она была эвакуирована в Тюменскую область. После войны Татьяна Милорадович окончила школу и в 1954 году —архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В том же году поступила на работу мастерскую № 6 института «Ленпроект», где под руководством С.Б. Сперанского архитекторы занимались созданием типовых домов, школ, телефонных станций. Совместно с руководителем мастерской работала над проектом жилого дома в квартале 120/3 в Невском районе (современный адрес бульвар Красных Зорь, дом 5). В карьеру молодого архитектора неожиданно вмешались семейные обстоятельства. Татьяна Николаевна вспоминала об этом так: «наступил момент, когда дома была маленькая дочь, бабушки, за которыми нужно было ухаживать, и я пошла в скульптурный комбинат Худфонда, договорилась дома выполнять эскизы досок. С тех пор я всю жизнь с удовольствием этим занимаюсь». За период 1960-2000 годов Татьяной Милорадович было создано порядка ста мемориальных досок. Предложенные ей шрифты всегда были оригинальны и стилистически выдержаны в духе той эпохи, к которой относился предмет увековечивания – от пушкинских времён до современности. Ряд работ Татьяна Николаевна выполняла безвозмездно — например, надгробный памятник на могиле художника Натана Альтмана, который наполнен любовью и вниманием к каждой детали. Татьяна Милорадович умела находить то, что позволяло ей создавать произведения, которые до сих пор заставляют прохожих замедлить шаг, чтобы погрузиться в историю. «Искусство важнее личных симпатий», — именно таким было творческое кредо этого замечательного мастера. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 29. Мемориальная доска В.И. Чапаеву для города Уральска. Скульптор В. Козенюк, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 2. Там же. Л. 21. Мемориальная доска Л.Н. Толстому для города Уральска. Скульптор М.Р. Габе, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 3. Там же. Л. 54. Мемориальная доска А.С. Пушкину на доме № 32 по Кутузовской набережной. 1969 год. Фотокопия. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 10. Д. 523. Л. 1. Личный листок, заполненный Т.Н. Милорадович при вступлении в Союз архитекторов. 11 февраля 1960 года. Рукопись на бланке, автограф. 5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 16. Перечень основных работ за 1970-2000 годы, составленный Т.Н. Милорадович. 29 ноября 2004 года. Рукописный подлинник, автограф. 6. Фотография Т.Н. Милорадович из статьи: Бибишева Ю. «Искусство важнее личных симпатий» // Вечерний Петербург. 2009. 4 декабря. С. 4. Автор съёмки Н. Чайка. 7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 59. Надгробный памятник Н.И. Альтману в Комарово. 1973 год. Фотокопия. 8. Там же. Л. 43. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски А.Р. Беляеву для дома № 19 по Конюшенной улице в Пушкине. 1979 год. Фотокопия. 9. Там же. Л. 65. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски Д.А. Фурманову для дома № 41/7 по проспекту Ленина в Иваново. 1984 год. Фотокопия
27.05.2024 в 08:15


Атлас столичного города Санкт-Петербурга 1798 года. В СМИ довольно часто в отношении тех или иных архивных документов используется эпитет «уникальный». Однако, для архивистов термин «уникальный документ» имеет вполне конкретное значение и обозначает определенную категорию дел. Уникальным считается особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности, включенный в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Среди почти 12 млн. дел, хранящихся в петербургских государственных архивах, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга, подобных документов, на сегодняшний день, выявлено всего два – и оба находятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Рассказываем об одном из них. Его название – «Атлас столичного города Санкт-Петербурга, состоящий из 11 частей и 51 квартала» и он был составлен в 1798 году. Документ хранится в составе фонда Петроградской городской управы (ф. 513) и включает в себя 155 планов в масштабе 25 саженей в английском дюйме, которые содержат детальное изображение городских улиц, площадей, казенных и частных построек, садов, огородов, пустырей, рек, каналов, водоемов и других объектов. Все городские постройки показаны под литерами, каждый план расписан вручную, причем каждый вид строения изображен соответствующим цветом. Особую художественную ценность представляют картуши – художественное обрамление названий и масштабных линеек планов. В документе более 200 подобных элементов и ни один из них не повторяется. Структура Атласа отражает административно-полицейское деление Санкт-Петербурга на 11 частей (1-я, 2-я, 3-я, 4-я Адмиралтейские, Васильевская, Выборгская, Каретная, Литейная, Московская, Петербургская и Выборгская). На планах впервые показано расположение памятника Петру I («Медный всадник»), Академии Художеств, строящихся Михайловского замка, здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, многих других знаковых городских объектов. К Атласу приложена «Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга и сколько под оными и иными местами квадратных сажень состоит, равно мощеными и не мощеными улицами и реками, также и выгонною землею сверх того трем островам кои состоят в уезде». В ней обобщены сведения о количестве каменных и деревянных домов и пустопорожних мест по каждой из 11 частей города, обозначена занимаемая каменными и деревянными строениями площадь. «Генеральная ведомость» дает точные сведения о пространстве, занимаемом городом в конце XVIII века, и позволяет судить о степени и характере его застройки в то время. Из ведомости следует, что в четырех Адмиралтейских частях до 90% составляли каменные дома, тогда как на Петербургской стороне – лишь 2%. Центр города был замощен на 90%, остальные районы – на 20%, а Петербургская сторона – лишь на 4%. Документ поступил на хранение в архив в начале 30-х гг. XX века. Атлас всегда был востребован и активно использовался специалистами в области истории архитектуры, строительства и реставрации, в частности, при восстановлении города после Великой Отечественной войны. До 50-х гг. пользовались подлинником, затем Атлас был фотокопирован, а подлинник выдавался только в исключительных случаях. В 2004 году Атлас был включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации под регистрационным номером 157, как не имеющий себе подобных образец картографического искусства конца XVIII века. Документ полностью оцифрован и с его электронными образами можно ознакомиться как в читальном зале архива, так и удаленно – через портал «Архивы Санкт-Петербурга 👉 https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/168/319 #архивыспб #ЦГИА _________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 168. Д. 319. Л. II. Титульный лист Атласа. 1798 г. 2. Там же. Л. 2. Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга. 1798 г. 3. Там же. Л. 9. План 4-го квартала 1-й Адмиралтейской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Крюковым и Адмиралтейскими каналами (под № 283 – памятник Петру I на Петровской площади). 1798 г. 4. Там же. Л. 18. План 1-го квартала 1-й Адмиралтейской части между реками Фонтанкой, Мойкой, Екатерининским каналом и Садовой ул. с показанием расположения Михайловского замка. 1798 г. 5. Там же. Л. 109. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий на Стрелке Васильевского острова. 1798 г. 6. Там же. Л. 111. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Большим проспектом, 1-й и 12-й линиями Васильевского острова (под № 54 – Академия художеств). 7. Там же. Л. 145. План 4-го квартала Санкт-Петербургской части с показанием расположения зданий вокруг Троицкой площади, по Дворянской ул., набережным Большой Невы и Малой Невки. 1798 г. 8. Там же. Л. 149. План Аптекарского острова Санкт-Петербургской части. 1798 г. 9. Страница дела «Атлас г. Петербурга» на портале «Архивы Санкт-Петербурга».
26.05.2024 в 10:41


Семейный отдых на даче можно смело назвать уникальным российским явлением. Слово дача происходит от глагола «давать», «дати». Первые дачи появились ещё в XVIII веке, когда Петр I решил, что удобнее держать чиновников, постоянно проживавших в Москве, рядом с новой столицей, и стал выдавать приближенным земельные участки под Петербургом. Тогда понятие «дача» означало имение, выданное государством, а привычное для нас значение загородного дома, приспособленного для проживания летом, приобрело позднее, в XIX веке. До конца ХІХ века дачи были привилегией дворянства. Не отправить семью на летний сезон на дачу стало считаться вредным не только для здоровья, но и для репутации в обществе. Постепенно пользоваться дачами в качестве семейного загородного дома смогли себе позволить и другие слои населения. После революции в стране были проведены кардинальные изменения в сфере земельных отношений, которые отразились и на организации дачного отдыха. Многие семьи, владевшие дачами до революции, переехали туда из города. Дачи стали местом спасения жизни для горожан, которые бежали из города от разрухи и голода. Но в конце 1920-х годов выходит Постановление «О дачных поселках», согласно которому устанавливается основное функциональное назначение дач – быть местом летнего отдыха, а не местом жительства. В феврале 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Стали появляться садоводческие товарищества, дачные кооперативы, у дачников появилась важная задача - выращивание урожая. Но традиция использовать дачу для семейного летнего отдыха сохранилась. #архивыспб #Годсемьи2024 #ГодСемьи_спб ______________________________ 1. Супруга художника-графика В.М.Конашевича Евгения Петровна Конашевич (Скрябина) и внучка Алена за чаепитием на даче. 1950-е. Ленинградская обл. / Всеволожский р-н / Кавголово п. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Ар 170578. 2. Групповой портрет в саду около дачи. Место съемки и автор не установлены. ЦГАКФФД СПб. А 6909. 3. Народная артистка РСФСР, солистка оперной труппы Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова А.А. Халилеева с сыном и на даче. 1947 - 1948 гг. Ленинградская обл. Автор съемки: Смирнов С.И. ЦГАКФФД СПб. Ар 194626.
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю