Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Интересность : Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Расположение : Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.
Интерьер : Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.
Обслуживание : Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Адрес

ул. Антонова-Овсеенко, д. 1

карта
Район
Невский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 9
Расположение 7
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
DreamvilleПространство DreamvilleПамятная доска Кнорозову Ю.В. Памятная доска Кнорозову Ю.В.ИзобретателиТеатр ИзобретателиЯвмясо на КржижановскогоРесторан Явмясо на Кржижановского
посетитель
8.5 / 10 28 сентября 2018 г. 23:29
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме. Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий. Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км. Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Наши посетители оценивают Центральный государственный архив Санкт-Петербурга по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Радоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивы Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопаркГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IМузей Домик Петра IМузей Домик Петра I

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Архивы Санкт-Петербурга

сегодня в 08:15


Мастер мемориальных досок Татьяна Милорадович В Санкт-Петербурге, который на этой неделе празднует 321 день рождения, более 1500 мемориальных досок. На первый взгляд неприметные, все они — мраморные и гранитные страницы большой каменной энциклопедии по истории города. Но ещё менее на виду судьбы их создателей — архитекторов, скульпторов и художников — которые смогли подобрать лаконичный и выразительный язык, чтобы рассказать нам о важном. Татьяна Николаевна Милорадович родилась в 1929 году в городе Пушкине в семье художницы Людмилы Милорадович. В годы войны вместе с матерью и младшим братом она была эвакуирована в Тюменскую область. После войны Татьяна Милорадович окончила школу и в 1954 году —архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В том же году поступила на работу мастерскую № 6 института «Ленпроект», где под руководством С.Б. Сперанского архитекторы занимались созданием типовых домов, школ, телефонных станций. Совместно с руководителем мастерской работала над проектом жилого дома в квартале 120/3 в Невском районе (современный адрес бульвар Красных Зорь, дом 5). В карьеру молодого архитектора неожиданно вмешались семейные обстоятельства. Татьяна Николаевна вспоминала об этом так: «наступил момент, когда дома была маленькая дочь, бабушки, за которыми нужно было ухаживать, и я пошла в скульптурный комбинат Худфонда, договорилась дома выполнять эскизы досок. С тех пор я всю жизнь с удовольствием этим занимаюсь». За период 1960-2000 годов Татьяной Милорадович было создано порядка ста мемориальных досок. Предложенные ей шрифты всегда были оригинальны и стилистически выдержаны в духе той эпохи, к которой относился предмет увековечивания – от пушкинских времён до современности. Ряд работ Татьяна Николаевна выполняла безвозмездно — например, надгробный памятник на могиле художника Натана Альтмана, который наполнен любовью и вниманием к каждой детали. Татьяна Милорадович умела находить то, что позволяло ей создавать произведения, которые до сих пор заставляют прохожих замедлить шаг, чтобы погрузиться в историю. «Искусство важнее личных симпатий», — именно таким было творческое кредо этого замечательного мастера. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 29. Мемориальная доска В.И. Чапаеву для города Уральска. Скульптор В. Козенюк, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 2. Там же. Л. 21. Мемориальная доска Л.Н. Толстому для города Уральска. Скульптор М.Р. Габе, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 3. Там же. Л. 54. Мемориальная доска А.С. Пушкину на доме № 32 по Кутузовской набережной. 1969 год. Фотокопия. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 10. Д. 523. Л. 1. Личный листок, заполненный Т.Н. Милорадович при вступлении в Союз архитекторов. 11 февраля 1960 года. Рукопись на бланке, автограф. 5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 16. Перечень основных работ за 1970-2000 годы, составленный Т.Н. Милорадович. 29 ноября 2004 года. Рукописный подлинник, автограф. 6. Фотография Т.Н. Милорадович из статьи: Бибишева Ю. «Искусство важнее личных симпатий» // Вечерний Петербург. 2009. 4 декабря. С. 4. Автор съёмки Н. Чайка. 7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 59. Надгробный памятник Н.И. Альтману в Комарово. 1973 год. Фотокопия. 8. Там же. Л. 43. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски А.Р. Беляеву для дома № 19 по Конюшенной улице в Пушкине. 1979 год. Фотокопия. 9. Там же. Л. 65. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски Д.А. Фурманову для дома № 41/7 по проспекту Ленина в Иваново. 1984 год. Фотокопия
27.05.2024 в 08:15


Атлас столичного города Санкт-Петербурга 1798 года. В СМИ довольно часто в отношении тех или иных архивных документов используется эпитет «уникальный». Однако, для архивистов термин «уникальный документ» имеет вполне конкретное значение и обозначает определенную категорию дел. Уникальным считается особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности, включенный в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Среди почти 12 млн. дел, хранящихся в петербургских государственных архивах, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга, подобных документов, на сегодняшний день, выявлено всего два – и оба находятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Рассказываем об одном из них. Его название – «Атлас столичного города Санкт-Петербурга, состоящий из 11 частей и 51 квартала» и он был составлен в 1798 году. Документ хранится в составе фонда Петроградской городской управы (ф. 513) и включает в себя 155 планов в масштабе 25 саженей в английском дюйме, которые содержат детальное изображение городских улиц, площадей, казенных и частных построек, садов, огородов, пустырей, рек, каналов, водоемов и других объектов. Все городские постройки показаны под литерами, каждый план расписан вручную, причем каждый вид строения изображен соответствующим цветом. Особую художественную ценность представляют картуши – художественное обрамление названий и масштабных линеек планов. В документе более 200 подобных элементов и ни один из них не повторяется. Структура Атласа отражает административно-полицейское деление Санкт-Петербурга на 11 частей (1-я, 2-я, 3-я, 4-я Адмиралтейские, Васильевская, Выборгская, Каретная, Литейная, Московская, Петербургская и Выборгская). На планах впервые показано расположение памятника Петру I («Медный всадник»), Академии Художеств, строящихся Михайловского замка, здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, многих других знаковых городских объектов. К Атласу приложена «Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга и сколько под оными и иными местами квадратных сажень состоит, равно мощеными и не мощеными улицами и реками, также и выгонною землею сверх того трем островам кои состоят в уезде». В ней обобщены сведения о количестве каменных и деревянных домов и пустопорожних мест по каждой из 11 частей города, обозначена занимаемая каменными и деревянными строениями площадь. «Генеральная ведомость» дает точные сведения о пространстве, занимаемом городом в конце XVIII века, и позволяет судить о степени и характере его застройки в то время. Из ведомости следует, что в четырех Адмиралтейских частях до 90% составляли каменные дома, тогда как на Петербургской стороне – лишь 2%. Центр города был замощен на 90%, остальные районы – на 20%, а Петербургская сторона – лишь на 4%. Документ поступил на хранение в архив в начале 30-х гг. XX века. Атлас всегда был востребован и активно использовался специалистами в области истории архитектуры, строительства и реставрации, в частности, при восстановлении города после Великой Отечественной войны. До 50-х гг. пользовались подлинником, затем Атлас был фотокопирован, а подлинник выдавался только в исключительных случаях. В 2004 году Атлас был включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации под регистрационным номером 157, как не имеющий себе подобных образец картографического искусства конца XVIII века. Документ полностью оцифрован и с его электронными образами можно ознакомиться как в читальном зале архива, так и удаленно – через портал «Архивы Санкт-Петербурга 👉 https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/168/319 #архивыспб #ЦГИА _________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 168. Д. 319. Л. II. Титульный лист Атласа. 1798 г. 2. Там же. Л. 2. Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга. 1798 г. 3. Там же. Л. 9. План 4-го квартала 1-й Адмиралтейской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Крюковым и Адмиралтейскими каналами (под № 283 – памятник Петру I на Петровской площади). 1798 г. 4. Там же. Л. 18. План 1-го квартала 1-й Адмиралтейской части между реками Фонтанкой, Мойкой, Екатерининским каналом и Садовой ул. с показанием расположения Михайловского замка. 1798 г. 5. Там же. Л. 109. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий на Стрелке Васильевского острова. 1798 г. 6. Там же. Л. 111. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Большим проспектом, 1-й и 12-й линиями Васильевского острова (под № 54 – Академия художеств). 7. Там же. Л. 145. План 4-го квартала Санкт-Петербургской части с показанием расположения зданий вокруг Троицкой площади, по Дворянской ул., набережным Большой Невы и Малой Невки. 1798 г. 8. Там же. Л. 149. План Аптекарского острова Санкт-Петербургской части. 1798 г. 9. Страница дела «Атлас г. Петербурга» на портале «Архивы Санкт-Петербурга».
26.05.2024 в 10:41


Семейный отдых на даче можно смело назвать уникальным российским явлением. Слово дача происходит от глагола «давать», «дати». Первые дачи появились ещё в XVIII веке, когда Петр I решил, что удобнее держать чиновников, постоянно проживавших в Москве, рядом с новой столицей, и стал выдавать приближенным земельные участки под Петербургом. Тогда понятие «дача» означало имение, выданное государством, а привычное для нас значение загородного дома, приспособленного для проживания летом, приобрело позднее, в XIX веке. До конца ХІХ века дачи были привилегией дворянства. Не отправить семью на летний сезон на дачу стало считаться вредным не только для здоровья, но и для репутации в обществе. Постепенно пользоваться дачами в качестве семейного загородного дома смогли себе позволить и другие слои населения. После революции в стране были проведены кардинальные изменения в сфере земельных отношений, которые отразились и на организации дачного отдыха. Многие семьи, владевшие дачами до революции, переехали туда из города. Дачи стали местом спасения жизни для горожан, которые бежали из города от разрухи и голода. Но в конце 1920-х годов выходит Постановление «О дачных поселках», согласно которому устанавливается основное функциональное назначение дач – быть местом летнего отдыха, а не местом жительства. В феврале 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Стали появляться садоводческие товарищества, дачные кооперативы, у дачников появилась важная задача - выращивание урожая. Но традиция использовать дачу для семейного летнего отдыха сохранилась. #архивыспб #Годсемьи2024 #ГодСемьи_спб ______________________________ 1. Супруга художника-графика В.М.Конашевича Евгения Петровна Конашевич (Скрябина) и внучка Алена за чаепитием на даче. 1950-е. Ленинградская обл. / Всеволожский р-н / Кавголово п. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Ар 170578. 2. Групповой портрет в саду около дачи. Место съемки и автор не установлены. ЦГАКФФД СПб. А 6909. 3. Народная артистка РСФСР, солистка оперной труппы Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова А.А. Халилеева с сыном и на даче. 1947 - 1948 гг. Ленинградская обл. Автор съемки: Смирнов С.И. ЦГАКФФД СПб. Ар 194626.
25.05.2024 в 10:30


День филолога в России Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Под изучением языка подразумевается не только усвоение грамматических правил, но и структуры языка, его происхождения и развития, тонкости значений слов. Литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский писал: «создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами». День филолога был учрежден в 1989 году. В России этот праздник ежегодно отмечают 25 мая литературоведы, лингвисты, учителя и преподаватели в области языка и литературы, библиотекари, переводчики, журналисты. Одним их крупнейших и значимых в России является образованный в 1819 году филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Самые трудные годы его пришлись на Великую Отечественную войну. В первые же дни войны многие студенты и преподаватели филологического факультета ушли добровольцами на фронт, оставшиеся трудились на оборону, в отрядах ПВО и госпиталях. Но уже в сентябре 1941 года возобновились занятия по программе сокращенного трехлетнего срока обучения. В самые жестокие, голодные, холодные дни блокады студенты и преподаватели совмещали учебу с работой на оборонительных рубежах вплоть до эвакуации университета в январе 1942 года. В разное время выпускниками филологического факультета СПбГУ были знаменитые русские публицисты и критики Николай Чернышевский, Дмитрий Писарев, поэт, переводчик и историк Дмитрий Мережковский, академик Дмитрий Лихачев, пушкинист Юрий Лотман, российский филолог-русист Федор Двинятин. #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 202960. Ленинградский государственный университет. Студенты филологического факультета на занятии в аудитории с преподавателем. Ленинград, 1941 г. Автор съемки: Лаптев С.Д.
22.05.2024 в 08:15


Рок-опера в Ленинграде ​Ленинградский театр «Рок-опера» был организован на базе ансамбля «Поющие гитары» — коллектива, который в течение двадцати трёх лет занимался пропагандой советской музыки. Коллектив был очень популярен в стране, и чаще всего исполнял советские и русские народные песни, зарубежную музыку. В 1975 году ансамбль «Поющие гитары» впервые в СССР осуществил постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» (муз. А. Журбина, постановка М. Розовского). Успех спектакля превзошёл все ожидания. Рок-опера вышла на пластинках фирмы «Мелодия». Затем были другие удачные постановки: опера Р. Гринблата «Фламандская легенда» по роману Шарля де Костера, опера «Гонки» (муз. С. Самойлова на текст Л. Пелея). Таким образом, ансамбль «Поющие гитары» формировался в этом жанре в течение тринадцати лет и поэтому его преобразование в театр «Рок-опера» было естественным и своевременным. Театр «Рок-опера» создавался как антипод классической опере, он должен был стать театром молодых и для молодых. Премьеру оперы-мистерии «Юнона и Авось» А. Рыбникова и А.Вознесенского в 1985 году можно считать началом истории современного театра «Рок-опера», именно в этот период театр получил своё нынешнее название. В июле 1988 года коллективом театра была осуществлена постановка рок-оперы А. Журбина «Монарх, блудница и монах» по драматической новелле Т. Манна «Фьоренца». Очередным творческим этапом явилась постановка рок-оперы Э.Л. Узбера «Иисус-Христос — суперзвезда» (либретто Т. Райса). Несмотря на излишне свободную трактовку Великой книги Нового Завета, артисты постарались сказать о том, что без любви и сострадания дух человеческий деградирует, и человек перестает быть человеком. Следующим этапом в развитии «Рок-оперы» стало завоевание детской аудитории, начавшееся в 1991 году с постановки рок-оперы-сказки «Джельсомино» А. Клевицкого и Н. Денисова, по мотивам повести Дж. Родари. В 1996 году за ней последовала рок-опера «Гадкий утёнок» В. Калле и Н. Денисова, а в 1999 году — рок-опера для детей и взрослых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Калле, либретто Е. Лапейко по одноимённому произведению А. С. Пушкина, постановка которой была приурочена к двухсотлетию со дня рождения поэта. В 1992 году был выпущен спектакль по произведению В. Каминского «Степан Разин» на музыку В.Калле. Эта работа театра в 1993 году была перенесена на экран. Вышел фильм «Воссияй мне свыше». Первым комедийным опытом «Рок-оперы» стала постановка в 2001 году рок-оперы-фарса А. Клевицкого и Н. Денисова «Корабль дураков» по мотивам одноимённой поэмы Себастьяна Брандта. С 2005 года театр стал сотрудничать с композитором Андреем Петровым. В результате появились постановки «Куда путь держишь, ваше благородие?» и «Синяя птица». В 2010 году театр лишился государственного финансирования и был реорганизован. Тем не менее, «Рок-опера» продолжила свою работу и радовала зрителей новыми постановками: «Ромео и Джульетта», «Кентервильское привидение», «Безымянная звезда» и многих других. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга имеется фонд театра «Рок-опера», документы которого мы сегодня публикуем. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 681. Оп. 1. Д. 64. Л. 9. Программа рок-оперы «Иисус-Христос — супер звезда». 1990-е годы. 2. Там же. Оп. 1. Д. 38. Л. 4. Письмо деятелей культуры Ленинграда Губернатору Санкт-Петербурга о предоставлении помещения театру. 1996 год. 3. Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 8. Фотография сцены из спектакля «Юнона и Авось». 1980-е годы. 4. Там же. Оп. 2. Д. 9. Л. 1. Фотография сцены из спектакля «Джельсомино». 1991 год. 5. Там же. Оп. 2. Д. 39. Л. 2. Почётная грамота Администрации г. Северска Томской области за высокое исполнительское мастерство. 2001 год.
21.05.2024 в 08:15


Письмо из Ташкента В июне 1944 года в Ленгорисполком поступило письмо довольно известного певца (одно время он выступал в Малом театре оперы и балета) и композитора Олеся Чишко. В годы войны О. А. Чишко находился Ташкенте, где написал оперу, посвященную национальному герою Узбекистана Махмуду Тараби. За это в 1944 году композитор был удостоен звания заслуженного деятеля Узбекской ССР. Композитор в своем послании поздравлял председателя Ленгорисполкома П.С. Попкова с наградой – по Указу Верховного Совета от 14 апреля 1944 года тот был удостоен ордена Ленина. Письмо любопытно не только оценкой деятельности ленинградского руководителя. Обратите внимание, как долго оно шло из Ташкента в Ленинград, на штамп «Просмотрено военной цензурой». Обычно письма во власть цензуре не подвергались, по крайней мере при внутригородской переписке. Интересен и бланк письма. Звание Героя Советского Союза было присвоено пяти молодогвардейцам 13 сентября 1943 года, и почти сразу же их портреты были широко растиражированы, в том числе и на бланках писем. Завидная оперативность. #архивыспб #ЦГА ______________________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 14. Д. 992. Л. 40 – 40 об. Письмо О.А. Чишко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с поздравлением по случаю награждения. 20 мая 1944 г.
20.05.2024 в 08:15


Дмитрий Казаковский – выдающийся маркшейдер Ленинграда Ярким представителем поколения советских выдвиженцев 1930-х годов можно считать Дмитрия Антоновича Казаковского – выдающегося маркшейдера и директора Ленинградского горного института в послесталинское время. Он родился 7 ноября 1909 года в посёлке Окуловка Новгородской губернии. Отец – железнодорожный рабочий, мать – домохозяйка. К 1928 году окончил неполную среднюю школу в Окуловке и Бологовское железнодорожное техническое училище. Получив звание техника путей сообщения, Казаковский работал на Мурманской железной дороге в качестве десятника (бригадира) строительной артели, затем исполнял обязанности заведующего складом на станциях Сорока и Кемь, после – техник, ревизор-инструктор, заместитель начальника отдела в управлении станции Петрозаводск. В 1931 году Дмитрий Антонович завершил обучение на курсах подготовки в вузы при Народном комиссариате просвещения Карельской АССР и был командирован в Ленинградский горный институт. Казаковский его окончил в 1935 году и остался в аспирантуре на кафедре «Маркшейдерское дело». Под руководством члена-корреспондента АН СССР И. М. Бахурина он в 1938 году защитил диссертацию на степень кандидата технических наук. Совмещая преподавание и напряжённую учёбу, Казаковский сыграл большую роль в учреждении и деятельности Центрального научно-исследовательского маркшейдерского бюро, в котором он числился научным сотрудником. После начала Великой Отечественной войны маркшейдера задействовали в строительстве противотанковых рвов под Ленинградом. С февраля 1942 года – в эвакуации на Кузбассе, в городе Сталинске. Там он курировал горнотехническую инспекцию, однако уже в ноябре его отозвали в эвакуированный институт, размещённый тогда в Черемхово Иркутской области. Уже в мае следующего года Казаковский успешно защищает новую диссертацию на степень доктора технических наук. С 1944 года занимает должность заведующего кафедрой «Маркшейдерское дело». Д. А. Казаковский одновременно работал начальником учебной части, деканом факультета, а с 6 мая 1953 года стал директором Горного института без отрыва от собственной кафедры. При нём завершилось восстановление alma mater и Горного музея, были построены новые лаборатории металлургических печей, контроля и автоматизации, горных машин. Директором Дмитрий Антонович оставался всего 5 лет – до 1958 года. Деятельность Д. А. Казаковского, как заведующего кафедрой и профессора, связана с подготовкой и выпуском из Горного института около 1200 горных инженеров-маркшейдеров. Благодаря нему подготовлено и более 30 кандидатов наук. Его научные изыскания относятся к специальным вопросам сдвижения горных пород, методике маркшейдерского дела, геометризации и подсчёту запасов месторождения, учёту движения запасов, потерь, разубоживания, маркшейдерского контроля добычи, применение акустики в маркшейдерском деле. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почёта», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 250-летия Ленинграда», трижды награждался Министерством угольной промышленности СССР значками отличника соревнования Наркомугля. Умер 28 марта 1973 года. Похоронен в Ленинграде. #архивыспб #ЦГАНТД ________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 112. Оп. 1. Д. 89. Л. 7. Портрет Д. А. Казаковского. 1967 г. 2. Там же. Д. 92. Л. 9. Выступление Д. А. Казаковского в Иркутске. 27 октября 1967 г. 3. Там же. Л. 11. Выступление Д. А. Казаковского в Иркутске. 27 октября 1967 г.
19.05.2024 в 10:44


Театр – это полотно искусства, сотканное из коллективного труда. В создании постановки участвуют не только актеры и режиссеры, но и гримеры, хореографы, декораторы и другие. Чаще всего они остаются за кулисами, хотя без них постановки выглядели бы совсем иначе, а то и вовсе не существовали в привычном виде. Сегодня мы расскажем о художественно-производственной мастерской Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Документы этой мастерской находятся на хранении в Центральном государственном архиве документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга (фонд Р-4968). История мастерских в Петербурге берет начало еще в дореволюционные годы. Именно тогда, в 1874 году, Александр II издал указ о создании художественных мастерских при дирекции Императорских театров. Работников, также, как и известных режиссеров и исполнителей, называли не иначе, как «артисты Императорских театров». Художественные мастерские располагались как при театре, так и за его пределами. Декорационный зал на улице Писарева, 20 был построен в 1900 году, предназначался для создания и хранения декораций. В 1917 году он стал относиться к Мариинскому театру. Раньше в декорационном зале работали художники, костюмеры, гримеры, маляры-декораторы, гладильщики, плотники, столяры, красильщики, сшивальщики, сапожники, вязальщики. В 1997 году художественно-производственные мастерские были ликвидированы. Документы мастерских хранились в Мариинском театре. А в 2022 году поступили на хранение в архив. 2003 год стал трагическим для здания декорационного зала. Оно сгорело, остался лишь фасад. Позже на этом месте, сохранив часть старой архитектуры, был воздвигнут концертный зал Мариинского театра. В стенах здания на улице Писарева создавались удивительные декорации и костюмы, над которыми работало множество талантливых людей. Их труды остались в памяти людей, старых декорациях и костюмах. Творческий подход ко всему виден даже в красивых и необычных обложках приказов по личному составу. #архивыспб #ЦГАЛС ________________________ 1. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-4968. Оп. 1. Д. 62. Обложка. Приказы по личному составу за 1966 год. 2. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-4968. Оп. 1. Д. 366. Обложка. Карточки уволенных сотрудников в 1997 году. 3. Фотография документов фонда Р-4968, автор Могутова А.И.
18.05.2024 в 10:30


День Балтийского флота Балтийский флот - старейший флот России. Началом истории флота принято считать 18 мая 1703 года, когда отряд русских кораблей под командованием Петра I в устье Невы захватил корабли шведского флота – бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Это знаменательное событие неразрывно связало Балтийский флот с ключевыми событиями отечественной истории. Первые корабли будущего Балтийского флота были гребными, их начали строить в начале 1703 года на Новгородской и Псковской верфях, а первый парусный корабль для Балтийского флота был спущен на воду на Олонецкой верфи в августе 1703 года и получил имя «Штандарт». Наличие большого количества гребных судов было отличительной особенностью флота, так как они обладали превосходными маневренными характеристиками. В Северной войне 1700-1721 гг., при непосредственном участии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель (современный Таллин) и Рига. В дальнейшем Балтийский флот принимал живейшее участие в череде русско-шведских войн, в Семилетней и Крымской войнах. Последняя стала важнейшим испытанием для флота и его моряков, чьими усилиями для защиты с моря Кронштадта и Петербурга впервые в мире были применены минные заграждения, которые были установлены между цепочкой фортов, располагающихся вокруг Петербурга. Протяжённость минных заграждений составила более пятисот метров. С началом XX века Балтийский флот – активный участник всех значимых для страны событий: оборона Порт-Артура и Цусимское сражение в Русско-японской войне, Первая мировая, пожар революционных событий. Совершенно особое место в истории Балтийского флота заняла Великая Отечественная война. В годы войны корабли флота, включая линкоры «Октябрьская революция» и «Марат», вместе с частями Красной Армии сдерживали наступление фашистов на Ленинград, участвовали в Прибалтийской наступательной операции осени 1944 года, в Восточно-Прусской и Восточной-Померанской стратегических операциях. За годы войны свыше ста тысяч балтийцев были награждены орденами и медалями, 137 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В наши дни Балтийский флот активно пополняется новыми кораблями и видами вооружения, совершенствуется учебная база ВМФ. Новое поколение моряков-балтийцев хранит славные традиции своих предшественников, приумножая их достижения и подвиги. ​Желающие могут посетить виртуальную выставку, посвященную 320-летию Балтийского флота, по ссылке: https://spbarchives.ru/balt2023 #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________________ ЦГАКФФФД СПб. Ар 103536 Линейный корабль «Октябрьская революция». Балтийское море, 1945 г. Автор съемки: Янов Н.П.
17.05.2024 в 08:15


Ледокол «Ермак» В этот день 17 (30) мая 1901 г. ледокол «Ермак» отправился в полярную экспедицию с целью исследовать «путь по северную сторону Новой Земли и одновременно произвести определение западного берега этого острова». Это было третье плавание ледокола в Северный Ледовитый океан. Первое состоялось в мае 1899 г., когда «Ермак» вышел из порта Ньюкасл (Великобритания) к о. Шпицберген. Во время плавания в тяжелых условиях Заполярья прошли проверку все машины и механизмы нового ледокола, некоторые детали и конструкции корабля потребовали доработки и судно вернулось обратно в порт. Оттуда в июне того же года ледокол вновь ушел в полярное плаванье, но из-за пробоины вынужден был вернуться в Англию для ремонта. Несмотря на то, что экипажем была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, комиссия, созданная по разбору причин инцидента, по итогам плавания приняла решение о применении ледокола только в акватории Финского залива. В 1900 г. вице-адмирал С.О. Макаров добился разрешения на проведение третьей арктической экспедиции, однако в районе Новой Земли корабль был затерт во льдах и дрейфовал до начала августа. По итогам экспедиции 1901 г. министерство финансов распорядилось ограничить деятельность ледокола «Ермак» проводкой судов Балтийского моря и передать его в ведение Комитета по портовым делам. Именно министерство финансов Российской империи во главе с С.Ю. Витте в 1897 г. поддержало идею С.О. Макарова о строительстве крупного ледокола для обеспечения круглогодичной навигации в замерзающем на несколько месяцев порту Санкт-Петербурга и для летней работы в Северном Ледовитом океане. Постройка ледокола мощностью в 12 л. с. заводом Армстронга в Ньюкасле завершилась в феврале 1899 г. «Ермак» отличался от всех построенных до него ледоколов не только своими размерами, мощностью и числом винтов, но и формой корпуса, его конструкцией и прочностью, применением новых устройств, приспособлений и оборудования. Он по праву считается родоначальником арктических ледоколов. В начале марта 1899 г. ледокол «Ермак» выполнил свое первое задание – вызволил 11 пароходов затертых во льдах Балтийского моря и сопроводил их в Санкт-Петербургский порт. В фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранились документы о службе «Ермака» в качестве ледокола Санкт-Петербургского порта, ремонтах корабля и его подготовке к ежегодным навигациям. #архивыспб #ЦГИА _____________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 1. Д. 1396. Л. 16. Об осмотре ледокола «Ермак» и обсуждении вопроса о переделках на нем. ¬ Из Акта комиссии для рассмотрения проекта Армстронга по переделке носовой части ледокола «Ермак» и дополнительного крепления остальных его частей. Ноябрь 1899 г. 2. Открытые источники. Спасение ледоколом «Ермак» броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» в районе о. Гогланд. 1899 г. Фотография. 3. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 1. Д. 2326. Л. I. Обложка дела Балтийского завода о переделках на ледоколе «Ермак». 25 июля 1914 г. – 3 сентября 1924 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 3. Д. 49. Л. 22. Уведомление начальника отдела торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов правлению Балтийского завода о неуплате заводу полной суммы за некачественно исполненные заводом ремонтные работы на ледоколе «Ермак». 5/6 апреля 1905 г. 5. ЦГИА СПб Ф. 1304. Оп. 1. Д. 2326. Л. 16. Ходатайство председателя Секции по металлу СНХСР в Коллегию по управлению Балтийским судостроительным заводом о включении в число заказов завода ремонт ледокола «Ермак». 7 октября 1919 г.
15.05.2024 в 08:15


Несказочная судьба советской Золушки Популярность и любовь зрителей разных поколений пришли к актрисе Янине Жеймо (1909–1987) благодаря фильму «Золушка». «Золушка», которая вышла на большой экран в 1947 году, стала последним фильмом в карьере актрисы. Янина Болеславовна родилась 29 мая в семье цирковых артистов, главой которой был отец — Жозеф-Болеслав Жеймо. Семья ездила со странствующим цирком по городам Урала и Сибири и выступала как «5–Жеймо–5». Но в 1912 году в Тобольске название цирковой семьи изменилось на «6–Жеймо–6», потому что на арену под номером «6» вышла маленькая Янина, ей было тогда 2 года 8 месяцев. Она шла и била в турецкий барабан. Именно 1912 год актриса считала началом своей трудовой деятельности. В 4 года она исполняла на арене сольный танец «ойра-ойра», а в 5 лет плясала на скачущей лошади. За 12 лет работы в цирке Янина была наездницей, воздушной гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком. В 1925 году клоун Жорж привел Янину в кино-мастерскую «ФЭКС» (Фабрику эксцентрического актера) в Ленинграде, которую основали молодые кинематографисты Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. В «ФЭКС» Жеймо училась до 1929 года. Одновременно с учебой начала сниматься в кино. «Моя внешность — структура лица, маленький рост — определила амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Теперь я признаюсь: я всегда мечтала о роли женщины своего возраста. Тосковала по «Норе», «Пигмалиону», но была обречена на «вечную молодость» на экране. Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери», — говорила Янина Жеймо в интервью 1968 года. После «Золушки», перестав сниматься, Янина Жеймо увлеклась дубляжем. Она говорила, что была по-настоящему счастлива, занимаясь этой работой. Диапазон ее голоса и мастерство позволяли ей дублировать детей, девушек, взрослых женщин и даже старух. Ею было озвучено около 100 фильмов. В 1957 году Янина Болеславовна переехала в родной город своих родителей — Варшаву, но осталась гражданкой СССР. В Польше она начала писать воспоминания. «Советский Союз — моя Родина и воспоминания, которые я пишу, посвящены советскому искусству, людям, с которыми я встречалась и работала». Янина Жеймо отказывалась от новых ролей и встреч со зрителями, не позволяла себя фотографировать, потому что, по ее признанию, «хотела остаться в памяти зрителей маленькой, озорной и милой девчонкой». #архивыспб #ЦГАЛИ ______________________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 19. Д. 179. Л. 7, 7об. Автобиография Я.Б.Жеймо. Автограф. 1947 г. 2. Там же. Ф. 622. Оп. 1. Д. 380. Л. 11. Репродукция фотографии 1912 года с изображением выступления «6–Жеймо–6». 1936 г. 3. Там же. Д. 30. Л. 18. Фотография Я.Б. Жеймо в роли модистки Терезы из фильма Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга «Новый Вавилон». 1929 г. 4. Там же. Ф. 257. Оп.19. Д. 179. Л. 49а. Фотография Я.Б. Жеймо. 1930-е гг. 5. Там же. Ф. 578. Оп. 1. Д. 539. Л. 4. Фотография Я.Б. Жеймо. 1956 г. 6. Там же. Ф. 257. Оп. 19. Д. 179. Л. 57. Характеристика Я.Б. Жеймо. 1947 г. 7. Там же. Ф. 622. Оп. 1. Д. 1153. Л. 1, 1об. Письмо Я.Б. Жеймо кинорежиссеру Г.М. Козинцеву. Автограф. Варшава. 1961 г.
14.05.2024 в 08:15


Кабинетный рояль Беккера и командир флота Представляем несколько страниц из довольно необычной переписки 1929 года. Командир Балтийского флота Ф.А. Ладьин обратился в Ленинградский обком ВКП(б) с просьбой закрепить за ним в бессрочное и бесплатное пользование кабинетный рояль фирмы Я. Беккера. Рояль вместе с остатками другой мебели достался моряку в 1918 году, когда его семье была предоставлена одна из пустующих квартир. А через 10 лет финансовый инспектор признал музыкальный инструмент бесхозным и потребовал за него плату. Президиум Ленсовета встал на сторону финансистов, несколько снизив сумму и предоставив рассрочку. В публикуемых документах отражены те стороны повседневной жизни горожан, которые слабо отражены в исторической литературе, прежде всего, необходимость официального оформления конфискации «бесхозного» имущества в 1917 и последующие годы – в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранилось довольного много таких «мебельных дел». Интересна и сумма «основной» зарплаты красного командира – всего 80 рублей. Остается добавить, что уже немолодой Федор Андреевич Ладьин в звании капитана II ранга участвовал в Великой Отечественной войне и получил немало наград. #архивыспб #ЦГА __________________________________ ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 13. Д. 104. Л.35, 38, 45. Заявление Ф.И. Ладьина в Ленинградский обком ВКП(б) о закреплении за ним рояля; выписка из протокола заседания Президиума Совета Центрального городского района с поддержкой просьбы Ладьина; письмо секретариата Президиума Ленсовета о снижении платы и предоставлении рассрочки. 21 февраля, 7 марта, 15 апреля 1929 г.
13.05.2024 в 08:15


Россия до конца первой четверти XX века придерживалась устоявшихся норм погребения, основанных на христианских догматах о посмертном воскрешении, требовавших максимально возможного сохранения тела усопшего. Безграничные земельные ресурсы страны, в целом, не препятствовали продолжению этой традиции. Иное дело крупные города – Петербург, Москва, Киев, Харьков и т.д. Рост городских кладбищ не мог быть бесконечным. К тому же, в Петербурге, например, высокий уровень грунтовых вод препятствовал ходу естественных процессов, что приводило многие столичные дореволюционные кладбища в антисанитарное состояние. Новая большевистская власть, сделавшая борьбу с искоренением православного христианства одной из основополагающих доктрин, не могла обойти стороной и обрядовость. Отобрав у церкви право учёта гражданского состояния, поставив вне закона венчание и крещение, большевики повели борьбу и с традициями прощания. Началось внедрение в массовое сознание идеи огненного погребения. Однако традиции были сильнее, да и технических и экономических возможностей осуществить задуманное в годы первых советских десятилетий не нашлось. Три месяца проработал первый крематорий в Петрограде (1921 год), в 1927 году открылся первый и до войны единственный крематорий в Москве. События блокады, казалось бы, разрушили вековые традиции – десятки тысяч тел скончавшихся от голода ленинградцев прошли через печи кирпичного завода № 1 в будущем Парке Победы. Однако, и в 50-е, и в 60-е годы ситуация с погребением в Ленинграде не поменялась. Ленинградский крематорий открылся только в 1973 году, оставаясь единственным учреждением подобного рода во всем северо-западном регионе России… В 2023 году вышла в свет книга «50 лет крематорию Ленинграда – Санкт-Петербурга». При работе над изданием были широко использованы материалы из фондов Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга. В частности подготовленная в 1948 году диссертация аспиранта Ленинградского инженерно-строительного института архитектора Г. Д. Платонова «Крематорий и его архитектура». Труд этот ценен, в том числе, и своей исторической частью, повествующей как об истории огненного погребения, так и обо всех довоенных проектах СССР. #архивыспб #ЦГАНТД _____________________________________ 1. Обложка книги «50 лет крематорию Ленинграда – Санкт-Петербурга». 2. ЦГАНТД СПб. Ф. 17. Оп. 2-3. Д. 44. Л. 1А. Титульный лист диссертации Г. Д. Платонова. 3. Там же. Л. 1Б – 1Д. Оглавление диссертации Г. Д. Платонова.
11.05.2024 в 10:35


Чтение вслух в домашнем кругу когда-то было одним из самых популярных видов досуга. Семейное чтение было своеобразным мостиком между поколениями. В русских семьях существовала традиция собираться вместе, читать друг другу книги вслух, обмениваться мнениями о прочитанном. В дворянских семьях XIX века чтению уделялось большое внимание. Крепкая, дружная семья, в то время служила главной ценностью общества и формировалась она благодаря обращению к книге. Домашние библиотеки собирали всей семьей, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Владельческие записи на книгах говорят о том, что они передавались по наследству не только в дворянских семьях, но и семьях других сословий. После революции роль художественной литературы в формировании мировоззрения лишь усилилась, и чтение вслух в кругу семьи продолжало оставаться распространенным явлением. Открывались семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», в которых знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье. Традиция делиться впечатлением от прочитанного, долгое время оставался важной составной частью семейного общения. Семейное чтение в современном обществе считается архаическим атрибутом. Но тенденция уважительного отношения к чтению и книгам сохранилась. Можно сказать, что семейное чтение существует и сегодня, но в упрощенной форме: зачастую это чтение вслух родителями своим детям. И это, несомненно, способствует укреплению внутрисемейных связей. #архивыспб #ЦГАКФФД _________________________________________ 1. Член Государственной Думы 3-го созыва П.Н. Милюков, его жена Анна Сергеевна и дочь Наташа за чтением газет в домашней библиотеке. . Санкт-Петербург. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Е 8521
10.05.2024 в 10:30


Как в Санкт-Петербурге проходили выборы в I Государственную Думу Ровно сто лет назад, 27 апреля (10 мая по новому стилю) 1906 г. начала работу I Государственная Дума – первый в истории России постоянный законодательный орган, избиравшийся (хоть и не напрямую) населением страны. Ее созыв был инициирован манифестом императора Николая II от 6 августа 1905 г. под давлением революционных событий Первой русской революции 1905 года. Однако фактически она провела всего одну сессию, просуществовав 72 дня – до 9 (22) июля 1906 г., когда была распущена манифестом того же Николая II. Выборы в Государственную Думу были многоступенчатыми: избиратели, разделенные на четыре курии (уездных землевладельцев, городских избирателей, уполномоченных от волостей и от рабочих), сначала на своих съездах избирали выборщиков, которые затем уже выбирали членов Государственной Думы. Для контроля за организацией выборов в Санкт-Петербурге и столичной губернии в сентябре 1905 г. была образована Санкт-Петербургская губернская по делам о выборах в Государственную Думу комиссия под руководством председателя Санкт-Петербургского окружного суда Ф.Ф. Паркау. Первый этап выборов проходил в феврале-марте 1906 г. В итоге, на избирательных собраниях по куриям был избран 71 выборщик, которые 14 апреля 1906 г. избрали членов Государственной Думы. Ниже представлены некоторые документы из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга о выборах в I Государственную Думу. Они дают представление об организации процедуры выборов, составлении списков выборщиков, проведении агитационной кампании. #архивыспб #ЦГИА _______________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 536. Оп. 21. Д. 331. Л. 24-24 об. Высочайший манифест о созыве Государственной Думы. 6 августа 1905 г. 2. Там же. Ф. 513. Оп. 19. Д. 340. Л. 3 об.-4. Объявление Санкт-Петербургской городской управы об организации выборов и местонахождении избирательных участков. Февраль 1906 г. 3. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 1434. Ч. 1. Л. 249. Расписание дней голосований для избрания выборщиков от Санкт-Петербургской губернии. 1 марта 1906 г. 4. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 1434. Ч. 2. Л. 467. Список выборщиков по Санкт-Петербургской губернии. 22 марта 1906 г. 5. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 139. Л. 142. Избирательный бюллетень партии кадетов. 1906 г. 6. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 139. Л. 140. Агитационный список выборщиков от партии октябристов. 1906 г. 7. Там же. Ф. 965. Оп. 2. Д. 165. Л. 3. Листовка РСДРП с призывом к бойкоту выборов в Государственную Думу. 1906 г. 8. Там же. Ф. 2047. Оп. 2. Д. 23. Л. 1. Обращение рабочих-депутатов I Государственной Думы «Ко всем рабочим России». 18 мая 1906 г. 9. Там же. Ф. 536. Оп. 21. Д. 357. Л. 2. Высочайший манифест о роспуске I Государственной Думы. 9 июля 1906 г.
08.05.2024 в 08:15


Об открытом конкурсе проектов монумента героическим защитникам Ленинграда «Предлагайте, товарищи!» — именно с таким призывом в августе 1963 года обратилась «Ленинградская правда» к своим читателям, призывая всех желающих прислать свои проекты и высказаться о том, каким образом должен быть увековечен подвиг защитников Ленинграда. Просьба была озвучена в правильное время — эпоха оттепели способствовала свободной дискуссии, но никто не мог и предположить, что предложением «высказаться» воспользуется такое количество советских граждан. В редакцию газеты «Ленинградская правда» и в Дом архитектора были направлены тысячи писем — в каждом втором было признание «я рисовать красиво не умею» и почти в каждом — «я был в Ленинграде в блокаду». Сейчас о масштабах этой дискуссии можно судить по сохранившимся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга в фонде Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР документам — письма, отклики на проектирование и установку монумента героическим защитникам Ленинграда собраны в 33 делах общим объёмом более 5200 листов! Накануне Дня Победы публикуем некоторые из этих проектов, а также одно из самых трогательных писем, отправленное артистом оркестра Театра оперы и балета им. С.М. Кирова с просьбой включить его в число чернорабочих для помощи при закладке фундамента будущего памятника. Больше писем и проектов монумента защитникам Ленинграда планируется представить на выставке архива под рабочим названием «Эпоха. Идея. Памятник», посвящённой 80-летию Победы в 2025 году. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 6. Д. 13. Л. 126, 127об. Письмо артиста оркестра Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Апрель 1964 г. Рукописный подлинник. 2. Там же. Д. 3. Л. 80. Б.Ш. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда с панорамой и ведущими к ней 945 ступенями. 1963-1964 гг. Рукописный подлинник. Публикуется впервые. 3. Там же. Д. 33. Л. 64. Орлов В., рабочий Кировского завода. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда под девизом «Помните все!» (фашистская машина разбивается о «город-надолб»). 1963 г. Бумага, цветной и графитный карандаши. Публикуется впервые. 4. Там же. Д. 13. Л. 96. Назаров В., Ширков. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда под названием «Человек, душащий обвившего его змея». 1963-1964 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 5. Там же. Д. 33. Л. 182. Казарин С.Д. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда. Сентябрь 1963 г. Бумага, цветной и графитный карандаши. Публикуется впервые. 6. Там же. Д. 33. Л. 187. Тикерт Б.П. Проект триумфальной арки героическим защитникам Ленинграда. 10 января 1967 г. Бумага, графитный карандаш. Публикуется впервые. 7. Там же. Д. 33. Л. 89. Матвеев Л.П. Фотокопия макета монумента героическим защитникам Ленинграда. Август 1964 г. Публикуется впервые. 8. Там же. Д. 33. Л. 211. Шерстнев М.Е. Фотокопия макета монумента павшим героями при защите города Ленинграда. 30 сентября 1963 г. Публикуется впервые.
07.05.2024 в 08:15


Москвичи на Дороге жизни Одна из главных проблем блокадного Ленинграда - острая нехватка квалифицированных кадров. Фронт, эвакуация, голодная смерть резко сократили численность специалистов, которыми славился город на Неве. И поэтому, когда встал вопрос об организации массовой эвакуации по ледовой дороге, его решение во многом зависело от помощи других регионов страны. На совещании у заместителя председателя Совета Народных Комиссаров А.Н. Косыгина 17 января 1942 года было решено, что в Ленинград направляются не только автобусы и грузовые автомашины, но и обслуживающий персонал – шоферы, механики, в том числе из Москвы. В апреле 1942 года бойцам и командирам Московской автобусной экспедиции за ударный труд были вручены правительственные награды - ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». А 5 мая 1944 года Ленгорисполком принял решение о награждении участников экспедиции, которые помогали эвакуировать людей из осажденного города, медалью «За оборону Ленинграда». #архивыспб #ЦГА _____________________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 38. Д. 1а. Л.71–72. Ходатайство руководства Московской автобусной экспедиции в Ленгорисполком о награждении её участников медалью «За оборону Ленинграда», список бойцов и командиров экспедиции. 29 июня 1943 г.
06.05.2024 в 08:15


Государственный оптический институт и заводские лаборатории Интенсивное промышленное развитие Советского Союза в годы первых пятилетних планов стимулировало устремления партии большевиков к повышению производительности труда и эффективному использованию доступных ресурсов. Для выполнения этой цели в 1932 году большевистское правительство взяло курс на усиление работы существующих лабораторий заводов и фабрик, а также на их дальнейшее проектирование в рамках строительства индустриальных «гигантов». Развитие фабрично-заводских лабораторий было важно для руководителей советской индустрии, поскольку они позволяли выверенно использовать сырьё, экспериментально проверять нововведения на производстве, улучшать уже имеющиеся способы производства и создавать совершенно новые. Научное руководство лабораториями нередко осуществляли специализированные академические учреждения, например, Государственный оптический институт (ГОИ) в Ленинграде. В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга отложились пятитомные стенограммы конференции заводских лабораторий 9-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП) и ГОИ. Конференция состоялась в декабре 1937 года, на ней специалисты в области оптической физики и работники промышленных предприятий обсуждали вопросы оптического стекла, гражданского приборостроения и обороны страны. Интересно, что конференцию открыл будущий президент Академии наук Сергей Иванович Вавилов, тогда являвшийся научным руководителем Государственного оптического института. В своём докладе, посвящённом формам связи крупного научного учреждения и лабораторий заводов НКОП, учёный проанализировал безусловные достижения и определённые недостатки в работе предыдущих лет. Дополнительно он с другими участниками конференции наметил план конкретных преобразований, чтобы улучшить оптико-механическую промышленность СССР в ближайшем будущем. #архивыспб #ЦГАНТД _____________________ ЦГАНТД СПб. Ф. 169. Оп. 1-3. Д. 388. Л. 215-220. Резолюция конференции работников Государственного оптического института и заводских лабораторий оптико-механической промышленности по докладу академика С. И. Вавилова о формах связи ГОИ и заводских лабораторий по научно-исследовательской работе. 20 декабря 1937 г.
04.05.2024 в 10:30


Ко Дню рождения народной артистки РФ Самойловой Т.Е. Сегодня исполнилось бы 90 лет актрисе Татьяне Самойловой. Возникают в памяти женские кинообразы, созданные этой выдающейся актрисой. «Обнаженный нерв и абсолютная открытость», – так точно охарактеризовал С.Ю.Юрский работу молодой актрисы Татьяны Самойловой в фильме М.К.Калатозова «Летят журавли» (1957 г.). Роль Вероники принесла ей невероятный успех. Удивительная способность как бы сливаться воедино со своей героиней, особая актёрская искренность покорили зрителей. Не меньший интерес вызвала и сама актриса, пленив своей обаятельностью и неординарной красотой. Как «Самая очаровательная и скромная актриса» на Каннском фестивале Т.Е.Самойлова была удостоена премии «Апельсиновое дерево». Грандиозный успех Татьяны Самойловой повторяется спустя десятилетие. На экран выходит «Анна Каренина» режиссера А.Г.Зархи (1967 г.). Перед зрителем замужняя женщина, занявшая высокое положение в обществе. Та же отчаянная надежда, вопреки обстоятельствам, на любовь и счастье, которые и сама актриса не раз пыталась обрести. Каренина Самойловой – образ пронзительно живой и притягательный. Возможно, столь ярких ролей могло быть больше. Не часто, после ошеломляющего успеха, решались приглашать её отечественные мастера. Не удалось, в силу особенностей советского времени, сняться у знаменитых зарубежных кинорежиссеров, желавших видеть ее в своих работах. Однако сама заслуженная артистка РСФСР и народная артистка РФ Татьяна Евгеньевна Самойлова признавалась: «Мои героини всегда со мной, и я не чувствую себя ни обиженной, ни забытой, ни обделённой». #архивыспб #ЦГАКФФД _____________________ ЦГАКФФД СПб. Вр 73252 Советская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1965 г.) Т.Е.Самойлова (портрет). Автор съемки: Гершман М.М.
01.05.2024 в 12:21


«Трое в лодке» глазами художников: к 165-летию со дня рождения английского писателя Джерома Клапки Джерома 2 мая 1859 года, 165 лет назад, родился английский писатель Джером Клапка Джером. 2024 год является юбилейным и для самой известной из его книг, которой исполняется 135 лет. Повесть «Трое в лодке, не считая собаки», вышедшая в свет в 1889 году, стала необыкновенно популярной во всем мире, в том числе и в России. ​В 1899 году Джером посетил Санкт-Петербург, где его творчество уже приобрело почитателей. В архивной коллекции краеведа С.М. Вяземского сохранилась вырезка из журнала «Нива» со статьей по случаю его приезда, в которой говорится следующее: «В феврале гостил в Петербурге известный всей образованной России английский писатель Джером К. Джером, юмористические очерки которого нередко украшали и столбцы Нивы. <…> его имя уже ставится наряду с классиками, и издание за изданием выпускается в Лондоне, Америке и почти на всех европейских языках…». В России еще в конце XIX века были опубликованы произведения Джерома, созданные им к тому времени. Добродушный юмор и «меланхолически-поэтичные размышления» писателя, отмеченные автором статьи в «Ниве», не оставляли равнодушными и последующие поколения читателей. ​Приключения главных героев повести и, конечно же, фокстерьера Монморанси, благодаря неистощимой фантазии Джерома постоянно попадавших в смешные ситуации, стали источником вдохновения не только для переводчиков, но и для художников-иллюстраторов. В их числе – выдающиеся мастера книжной графики, личные фонды которых хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. Глядя на работы Михаила Афанасьевича Таранова (1909-1973), мы можем еще раз по-доброму улыбнуться, увидев троих друзей, решительно отправившихся в путь, сцену безуспешной борьбы со своенравной бечевой – кому не встречались непослушные вещи, словно живущие собственной жизнью? В одном из альбомов с рисунками Николая Евгеньевича Муратова (1908-1992), иллюстрировавшего повести и рассказы Джерома, сохранился портрет английского писателя. В создании знаменитой экранизации повести Джерома, поставленной на киностудии «Ленфильм» режиссером Наумом Борисовичем Бирманом, также сыграло большую роль участие художника. Исаак Михайлович Каплан (1924-1997), художник-постановщик музыкального фильма «Трое в лодке, не считая собаки», оформил около 40 кинокартин, многие совместно с супругой, Беллой Семеновной Маневич-Каплан. В их семейном фонде (ЦГАЛИ СПб. Ф. 671) сохранились рабочие материалы И.М. Каплана для создания декораций к фильму, вышедшему на экран в 1979 году, среди них – подлинные эскизы и фотокопии, на которых словно оживают сцены из этой замечательной истории: беседа друзей перед поездкой, эпопея дяди Поджера с картиной, рассказы в трактире о невероятной рыбалке… и их разоблачение. Предлагаем вспомнить эти сюжеты и даже побывать в таинственном лабиринте вместе с героями необычного путешествия. #архивыспб #ЦГАЛИ ___________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 856. Л. 7. Джером К. Джером. Автотипия по фотографии К. Буллы, опубликованная в журнале «Нива». . Типограф. экз. 2. Там же. Ф. 467. Оп. 1. Д. 85. Л. 1, 3. Таранов М.А. Иллюстрации к повести Джерома К. Джерома «Трое в одной лодке». . . Заглавие повести приводится по списку основных работ М.А. Таранова (ЦГАЛИ СПб. Ф. 467. Оп. 1. Д. 141. Л. 4). 3. Там же. Ф. 548. Оп. 1. Д. 90. Л. 45 об. Муратов Н.Е. Портрет Джерома К. Джерома. . Бумага, графитный карандаш, тушь. 4. Там же. Ф. 671. Оп. 1. Д. 114. Л. 1, 2, 6, 7. Каплан И.М. Эскизы декораций к фильму «Трое в лодке, не считая собаки»: , «Дядя Поджер вешает картину», , «Лабиринт». . Фотокопии. 5. Там же. Ф. 671. Оп. 1. Д. 110. Л. 4. Каплан И.М. . Эскиз декораций к фильму «Трое в лодке, не считая собаки». . Бумага, графитный карандаш.
30.04.2024 в 10:30


Создатели выставки «Героическая оборона Ленинграда» 30 апреля 1944 года, 80 лет назад, в здании бывшего Сельскохозяйственного музея в Соляном переулке, состоялось открытие выставки «Героическая оборона Ленинграда», которая стала символом подвига ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Новая экспозиция (по акту приема выставки от 28 апреля 1944 года) состояла из 10 разделов и 7399 экспонатов, большинство из которых относились к 1943–1944 гг. По решению Ленгорисполкома от 3 мая 1944 года 109 человек из тех, кто участвовал в создании огромной и красочной экспозиции, были награждены грамотами «за активную и самоотверженную работу». Решение принималось в срочном порядке и было оформлено прямо на списке, подписанном организаторами выставки – начальником Дома Красной армии им. Кирова полковником Н.С. Лазаревым и начальником Ленинградского управления по делам искусств Б.И. Загурским. Среди награжденных – художники (их свыше 30, в том числе 2 художника – бывшие партизаны), скульпторы, архитекторы, научные сотрудники, рабочие (верхолазы, плотники, печники, электрики), хозяйственники, «собиратели» экспонатов и др. Далеко не каждая из организаций может похвастаться, что знает своих создателей, а решение горисполкома сохранило на века имена тех, кто стоял у истоков будущего Музея обороны и блокады Ленинграда. Представляем две из шести страниц списка участников создания знаменитой выставки, который хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. #архивыспб #ЦГА _____________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 18. Д. 1535. Л. 142, 147. Из решения Ленгорисполкома о награждении грамотами активных устроителей выставки «Героическая оборона Ленинграда». 3 мая 1944 г.
29.04.2024 в 10:30


Германский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ) был образован в Ленинграде 5 сентября 1935 года по постановлению Совета Труда и Обороны. Он был создан на базе лабораторий НИИ телемеханики, Ленинградского электрофизического института и Центральной радиолаборатории. Государственная власть СССР поставила перед институтом задачу – создать отечественную электронную систему телевидения. В годы Великой Отечественной войны ВНИИТ перестал существовать как единая структура, институт был воссоздан только в послевоенное время. В феврале 1946 года в восточногерманский город Арнштадт были привезены немецкие специалисты в области телевидения из Чехословакии (150 человек), которые работали в телевизионном институте фирмы «Фернзе», на заводе «Сименс и Гальске», деревообрабатывающем заводе города Лангевизена. Так была заложена основа для создания филиала ВНИИТ. Позднее в группу имеющихся специалистов влились вакуумщики и оборудование лаборатории фирмы «Опта-Радио». Филиал ВНИИТ также включил в себя демонтированный на 80% радиозавод «Сименс и Гальске» в Арнштадте, демонтированный на 75% конденсаторный завод «Сименс и Гальске» в Гере и деревообделочный завод «Швабе» в Лангевизене. Уже в мае 1946 года план научно-исследовательских и опытных работ наметил следующие разработки: приёмные трубки для телевизионных приёмников, передающие трубки для контрольно-испытательных установок и специальные лампы для блока развёртки телевизионного приёмника. В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга сохранился уникальный фотоальбом арнштадского филиала ВНИИТ, некоторые фотографии из которого мы и представляем вниманию подписчиков. #архивыспб #ЦГАНТД _________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 31. Оп. 1-1. Д. 8. Л. 3. Лаборатория развёртывающих устройств. 1946 г. 2. Там же. Л. 4. Лаборатория широковещательных приёмников. 1946 г. 3. Там же. Л. 7. Конструкторское бюро. 1946 г. 4. Там же. Л. 22. Лаборатория испытания материалов. 1946 г. 5. Там же. Л. 22. Химическая лаборатория гальванического цеха. 1946 г. 6. Там же. Л. 15. Инструментальный цех. 1946 г. 7. Там же. Л. 15. Учебная мастерская. 1946 г.
27.04.2024 в 08:15


Ко дню рождения выдающего советского актёра Е.А. Моргунова Евгений Александрович Моргунов – один из выдающихся советских актёров комедийного жанра. Роли в комедиях Леонида Гайдая принесли актёру мировую известность и поистине всенародную любовь. Однако путь Моргунова к актёрской славе оказался долог и тернист. Евгений Моргунов родился 27 апреля 1927 года в Москве. Когда началась война, 14-летний будущий актёр устроился на завод «Фрезер», где занимался обтачиванием болванок для артиллерийских снарядов. В свободное время бегал на занятия в драмкружок. Работал усердно, за что получил почетную грамоту, а впоследствии был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1943 году он решился на смелый шаг и написал письмо Сталину с просьбой отправить его на обучение в театральное училище и неожиданно для себя получил ответ генсека, в котором его просьба была удовлетворена и азы профессии он начал осваивать в Камерном театре Таирова. В 1944 году Моргунова заметил маститый режиссер Сергей Герасимов и взял его в свою мастерскую во ВГИК. В 1948 году Герасимов пригласил своего выпускника на съёмки фильма «Молодая гвардия» на роль Сергея Тюленина, но автор романа Александр Фадеев настоял на выборе другого актёра. Моргунову досталась роль Евгения Стаховича, тогда считавшегося предателем. Он столь блестяще справился с этой ролью, что зрители ещё долгое время отождествляли Моргунова с этим персонажем. Истинная слава к актёру пришла только в начале 60-х, после съёмок в короткометражной комедийной ленте Леонида Гайдая «Пёс-Барбос и необычный кросс», получившей признание как в СССР, так и за рубежом. В последствии Гайдай снял актёра в ряде своих последующих блестящих кинолент. В собрании Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранятся фотографии Евгения Моргунова, относящиеся к этому периоду творчества выдающегося артиста. #архивыспб #ЦГАКФФД _____________________ ЦГАКФФФД СПб. Гр 89408. Советский киноактёр, заслуженный артист РСФСР Е.А. Моргунов (портрет). . Ленинград. Автор съемки: Резников Б.М.
26.04.2024 в 08:15


Первый среди невских Петербург у многих людей ассоциируется с белыми ночами и разведением мостов. Есть в городе один интересный мост – первый постоянный мост через р. Большую Неву, у которого за его более чем 170-летнюю историю сменилось несколько названий. А именно: Благовещенский (до 1855 и с 2007 года в честь ныне утраченной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Конногвардейского полка), Николаевский (с 1855 по 1918 год в честь императора Николая I), мост Лейтенанта Шмидта (с 1918 по 2007 год в честь руководителя восстания на крейсере «Очаков» в ноябре 1905 г. Петра Петровича Шмидта) и имя, оставшееся в проекте – Невский. Мост был построен 1842-1850 гг. инженером Станиславом Валериановичем Кербедзом по распоряжению и на средства правительства. Особый интерес в его конструкции представляет разводная часть. Изначально, разводной пролет располагался у берега Васильевского острова, т.к. в то время ходили преимущественно парусные суда с малой осадкой. К концу XIX в. это стало проблемой. В 1885 г. открылся глубоководный Морской канал из Кронштадта в Петербург. На смену легким парусникам пришли крупнотоннажные паровые суда. В данных условиях Николаевский мост технически устарел – под разводным пролетом было недостаточно глубоко, сам механизм деформировался, и его периодически заклинивало, от этого корабли проходили чрезвычайно медленно и только ночью. До революции появилось несколько проектов реконструкции моста, где предлагалось перенести разводную часть на его середину. Один из них хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга в составе документов фонда Петроградского биржевого комитета (ф. 852), ведь петербургское купечество, как никто другой, было заинтересовано в нормальном функционировании транспортных артерий города. Однако, осуществить этот план удалось лишь в советское время. В 2007 году после капитального ремонта старейшей невской переправы, на ней была внедрена система автоматизированного контроля и управления разводкой. Больше узнать об истории петербургских мостов можно, ознакомившись с виртуальной выставкой «Мосты, мосты! Они, как руки, связуют время и сердца…» на портале «Архивы Санкт-Петербурга» 👉 https://spbarchives.ru/bridges #архивыспб #ЦГИА _________________________ 1. Лагорио Л.Ф. «Вид разводного моста на Неве. Летняя ночь». Фотография из открытых источников 2. ЦГИА СПб. Ф. 223 Оп. 1. Д. 789. Л. 264-264 об. Сообщение С.-Петербургской городской распорядительной думы по повелению императора Николая I о наименовании моста Благовещенским и его открытии. 28 ноября 1850 г. 3. ЦГИА СПб. Ф. 852. Оп. 1. Д. 5323. Л. 18. Титульный лист проекта переустройства Николаевского моста через р. Неву в С.-Петербурге. 1907 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 852. Оп. 1. Д. 5323. Л. 22. Общий вид Николаевского моста через р. Неву (проект). г. 5. ЦГИА СПб. Ф. 852. Оп. 1. Д. 5323. Л. 50. Чертежи переустройства Николаевского моста. Сентябрь 1906 г.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю