Капелла Санкт-Петербурга продолжает цикл концертов, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. 23 января в исполнении Симфонического оркестра Капеллы прозвучат, пожалуй, самые популярные произведения великого русского композитора: музыка к балету «Щелкунчик» (сюита в редакции Е.М. Мравинского) и Симфония №6 си минор «Патетическая». Дирижер – народный артист России Александр Чернушенко.
Балет «Щелкунчик» вошел в мировую музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. В этом произведении со всей полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и симфонического искусства. Среди произведений Чайковского «Щелкунчик» занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для самого композитора этот балет также является новаторским сочинением.
«Щелкунчик» был заказан Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Либретто написано Мариусом Петипа по известной сказке Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» во французской переработке А. Дюма. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из концертов Русского музыкального общества. По свидетельству брата композитора, Модеста Чайковского, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики». С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановщиком «Щелкунчика» был Лев Иванов, заменивший в начале работы над спектаклем тяжело заболевшего Мариуса Петипа. Критика была противоречивой - как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет, а в 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым.
Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления и волшебства в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые грани.